«БИ-2» - «МЯУ КИСС МИ»
«Би-2» как Путин. Зрителям сказали: они («Би-2») к вам заехали на час, привет, бонжур, хелло, а ну скорей любите их, вам крупно повезло. И непонятно даже, кто сказал, а поди ж ты – полюбили. С президентом было примерно то же самое. Выстроили гарем и говорят: так и так, товарищи женщины, вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет вас кормить и защищать. Он хороший человек. Береги Россию, Володя. И для Сухова, и для освобожденных женщин Востока такой пассаж оказался неожиданным, были поначалу шероховатости, недопонимание, но ничего, свыклись и пришли-таки к консенсусу и к построению гражданского общества.
В случае с Путиным по крайней мере ясно, кто разрабатывал и осуществлял сценарий операции «Преемник». Про «Би-2» ни черта не ясно. Почему-то сразу появилась установка, что группа стадионная и надо немедленно эти самые стадионы заполнять. Народ и ломанулся. И я там был, мед-пиво пил, все силился понять, что же в «Би-2» такого. Уходил неизменно в недоумении: концертный звук весьма посредственный, харизма сомнительная, не красавцы, хиты есть, но впечатление общей вялости не отпускает.
Новый альбом «Мяу кисс ми» не особо развенчивает сложившееся мнение. Спору нет: на диске «Би-2» звучат абсолютно по-западному, за что спасибо австралийскому звукорежиссеру Адаму Калайцису. Аранжировки суперпрофессиональны и местами изощренны – есть даже звук терменвокса Лидии Кавиной, - но когда русский зритель обращал внимание на такие тонкости? В музыкальном оформлении своих творений «Би-2» по-прежнему очень внимательно относятся к наследию предшественников. Оставляя за скобками курьезное совпадение мелодии «Моей любви» с трагической песнью «Помилуй, господи, нас, грешных» группы «Любэ», нельзя не отметить в композициях Левы и Шуры отголоски «Наутилуса Помпилиуса», «АукцЫона» и особенно «Мумий Тролля». Пока Илья Лагутенко разрабатывает в Лондоне наполеоновские планы покорения Европы, начатого с оглушительного копенгагенского провала, в России начали делать рокапопс рокапопсовее рокапопса первоначального. Треки «Мяу кисс ми», «Недотрога», «Еще не вечер» неудивительно было бы услышать с какого-нибудь раннего «троллевского» альбома, а «Елочный сок» и «Шер» - с пластинки периода увлечения «мумиев» хард-роковыми гитарами. Мурлычет Лева с неменьшим удовольствием, чем Илья, да и в текстах, хоть они пока и уступают лагутенковским в парадоксальности, нет-нет, да и проскочит какой-нибудь мощный абсурдизм.
В целом альбом неплохой, но благодаря ленивому вокалу какой-то уж очень расслабленный. Романсы, согласитесь, не очень подходят для стадионного пения. Самые интересные треки скрываются под №№4 и 5. Это «Елочный сок» - бодрый боевик, выскочка из сонного царства – и «Мой рок-н-ролл». Полная противоположность «Соку», очень тихая баллада с целой кучей оригинальных находок: дебют Шуры в качестве основного вокалиста, приданная ему в помощь подпевщица Чичерина и камерная аранжировка с участием двух скрипок, альта и виолончели.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia