ДМИТРИЙ МАЛИКОВ - «ИГРА»
В размышлении над началом рецензии никак не удавалось правильно определить творческую функцию Дмитрия Маликова по отношению к альбому. Композитор? Нет. Аранжировщик? Тоже не он. Автор проекта? Пожалуй, но этот термин мало что говорит о конкретной, практической стороне дела. Остается - пианист. «Светлой памяти темное прошлое» (фортепианный факультет Московской государственной консерватории) все-таки прорезалось в настоящем. Теперь Дмитрий предлагает слушателю свои любимые песни (правда, других авторов) в инструментальной версии, наследуя более чем четырехсотлетнюю традицию разного рода транскрипций и парафраз. Каждый из треков представляет собой не что иное как фортепианное соло, оттененное «минусовой» фонограммой, созданной усилиями аранжировщиков С.Борзило, В.Мухина, В.Креймера, А.Ханка. Вышеуказанные фонограммы отличает некий стандартизированный нейтралитет, который можно понимать, с одной стороны, как предоставление солисту максимальной возможности для любой импровизации (на «это» можно наложить все, что угодно), для шага влево и вправо. Но, с другой стороны, именно такая «нейтральность» «фанеры» роднит ее с шаблонными образцами, запрограммированными в любой детский синтезатор. А солист может выбирать более или менее строгий вариант изложения основной темы и будет нести ответственность за результат. Последний получается совсем не однозначным. А если альбом, как высказался создатель проекта, «возможность сверить наши ощущения», то начнем сверять.
Первая особенность диска - разнообразие. Треки действительно не похожи один на другой. Ряд возможных ассоциаций: «фон к прогнозу погоды» («Желаю тебе», «Летний дождь»), антиквариат (шуршащая пластинка в треке «До свидания, Москва»), «школа беглости пальцев от Маликова» в духе аналогичных сборников Черни, Клементи или даже Шопена («Спасибо, родная», «Подмосковные вечера», «Странник»). Собрание пассажей, гамм и арпеджио поражает воображение, но не техническим блеском и виртуозным совершенством, а своей вопиющей инородностью. Впрочем, желание применить хорошо усвоенные в стенах консерватории знания оборачивается в «Подмосковных вечерах» еще и полифонической катастрофой: сначала это неудачная попытка усугубить славянский дух известной мелодии привнесением элементов гетерофонии, а потом - учинить с расчлененными фрагментами темы этакий квази-мотет на основе сквозного имитационного письма. Итог плачевный, ибо, как гласит правило, «не всякая тема годится для фуги».
Иные треки скорее напоминают знакомые по музыкальной школе конкурсы на подбор аккомпанемента («Не отрекаются любя», «До свидания, Москва», «Странник») с характерными альбертиевыми басами (непременно, увы, в малой октаве) и наивной одноголосной темой. В других бушуют прямо-таки нечеловеческие страсти. И коль скоро автор проекта назвал альбом «музыкой к неснятому фильму», сам он воспринимается не иначе как тапер, играющий в данную минуту то, что рождает его творческое воображение при взгляде на «экран». Отсюда, может быть, и преувеличенность эмоций, столь привычная в черно-белом кино начала ХХ века или характерная для ресторанов и кабаре. Кульминация курьеза - «Странник», в конце которой, вконец расчувствовавшись, импровизатор разразился нешуточной каденцией а ля романтики последней трети XIX века и добрался до высшей точки в демонстрации стилистических несоответствий.
В целом же диск производит чрезвычайно унылое впечатление, как и любая однодневка. Не та однодневка, которая так названа из-за того, что, будучи лишенной эстетической ценности, быстро забывается, но та, которая, при всех возможных достоинствах, выглядит сфабрикованной за один день.
Татьяна Давыдова, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia