СБОРНИК «ДЕТСКИЙ САД - ШТАНЫ НА ЛЯМКАХ»
Была такая красивая формула: для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше. Несмотря на излишнюю эффектность этой фразы, она часто срабатывала применительно к музыке: талантливые композиторы писали хорошие песни для детей, а прекрасные артисты их пели. Но «реаловский» сборник по формуле «все лучшее - детям» оценивать нельзя. Дело в том, что он не для детей. Он для взрослых, вспоминающих детство, немного стесняющихся этого и, чтоб не засмеяли, чуть постебывающих свои «штаны на лямках». Поэтому большинство треков альбома представляет собой «тяжелые» версии детской классики. Когда сборник только задумывался, его выход планировали сопроводить шумной акцией по типу «Кинопроб». Но не стали, потому что кто бы на нее пришел? Для детской психики громкая музыка в большом количестве вредна, а юные завсегдатаи рок-концертов вряд ли согласились бы два часа слушать песни дошколят.
Когда решили обойтись без концерта, при подготовке сборника «Детский сад - штаны на лямках» возобладали принципы «с бору по сосенке» и «лишь бы прикольно было». Выпускающая компания не стала уговаривать «обязательных» в любом трибьюте Лагутенко, Земфиру и Шевчука, а позвала легких на подъем малоизвестных музыкантов, среди которых оказалось много панков. Недостаток специально подготовленных треков был компенсирован включением в альбом давних каверов «Тайм-Аута», «Дубов-колдунов», «Приключений Электроников» и «Двух самолетов». В результате сборник получился очень неровным, причем, к удивлению слушателя, наименее удачные версии представили исполнители с именами.
«Леприконсы», например, полностью провалили исполнение «Песенки Зайца и Волка» из новогодней серии «Ну, погоди!», продемонстрировав серьезные проблемы с музыкальным слухом. Найк Борзов собрал под «Марию Мирабелу» специальный состав, нашел соответствующий времени синтезатор - и угробил трогательную песню Евгения Доги своим резким и холодным голосом. У «Мультфильмов», наоборот, случилась передозировка светлой грусти. Егор Тимофеев еле шепчет крылатовские «Крылатые качели», ставшие в его исполнении нудным плаксивым произведением. То же относится к «Чичериной» с «Ветром перемен», но ее частично спасает звучащий в финале лепет маленькой дочки Майки. «Седьмой прохожий» представил Разбойников из «Бременских музыкантов» в виде банды гомосексуалистов - чрезмерная манерность исполнения не оставляет простора для других трактовок. Distemper и «Кукрыниксы» переборщили с альтернативностью звучания, а «Дети Пикассо» сделали песенку Красной Шапочки слишком плоско и бесхитростно.
Похвалить, к счастью, тоже есть кого. Это и вдохновители сборника «Приключения Электроников», и «Тайм-Аут» с «Бу-ра-ти-но», и «Дубы-колдуны» с «Заграничными певцами». В свое время их версии казались слишком сдержанными, но в этом сборнике на общем фоне они выглядят выигрышно. Из молодых можно отметить Drugly Cats и «Плед». Первые в «Серенаде Трубадура» удачно смешали постмагомаевский вокал с гранжевой аранжировкой, а вторые нашли верную интонацию, исполняя психологически сложную «Маму для мамонтенка».
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia