ВЛАД КАЛАШНИКОВ - "КЛАРА, ДОРА. БЕШЕНЫЕ БАБКИ. ТАИНСТВЕННЫЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ"
Бешеные бабки Клара и Дора - героини мультфильма, которому его создатели прочат славу культового. До выхода данной книги у общественности были серьезные сомнения по этому поводу. На первой презентации мультфильма было заявлено, что ни одной серии еще нет, зато есть некое уникальное ноу-хау, по которому сериал будет сниматься, мерчандайзинг и лучшие креативные силы для озвучки. На второй презентации показали первую серию, но не обнадежили конкретной информацией о телепремьере. Подумалось грешным делом, что "Бабки" будут готовы как раз к тому времени, когда их создатели сами станут престарелыми дедками, но тут наконец подоспел первый осязаемый (336 страниц) творческий продукт в виде книги Влада Калашникова.
Под этим коллективным псевдонимом скрываются Кирилл Немоляев, Владислав Тарасов и Вадим Головня, в чьих креативных талантах и остроумии никто не сомневается. Целевая аудитория книги обозначена расплывчато: "для младшего, среднего и почтенного возраста". В реальности самыми благодарными читателями станут дети, как раньше писали, "среднего школьного возраста", потому что по сути "Бабки" являются приключенческой сказкой. "Таинственные исчезновения" грешат немотивированными поворотами сюжета и волшебным разрешением безвыходных ситуаций, как и многие произведения этого жанра, даже "Буратино" и продолжения "Волшебника Изумрудного города". В третьей главе героини мучительно ищут деньги на самокат, а в двенадцатой невесть откуда раздобывают бульдозер. Это вам не Астрид Линдгрен, у которой все волшебство ограничилось пропеллером на спине героя.
У Бешеных Бабок Клары и Доры кнопок на животе нет. У них просто не все дома. В свои далеко за 70 старухи сохранили поистине детскую наивность и страсть к всевозможным хулиганствиям. Впрочем, не исключено, что это просто возрастные отклонения. С чем бы они ни столкнулись - с конкурсом ли красоты, фонограммным концертом, попкорном или серфингом, - всЈ для них внове, всЈ их искренне удивляет. Хорошая болезнь склероз - ничего не болит и каждый день новости. Ставя в центр повествования чокнутых старушенций, автор поступает в духе традиций гуманистической литературы. В конце концов, у Дон-Кихота, Швейка и Чонкина с головами тоже были нелады.
И вот бешеные Клара и Дора немотивированным способом попадают в Город, где царит очень узнаваемый режим "управляемой демократии". Непогрешимый Мэр по имени Доктор Net, его механические тонтон-макуты Пинки и зловещий охранник Клоун-Зомби, ручные СМИ, унифицированные жители: Несмотря на тоталитарную атмосферу, бесчинствам отвязных старух никто не препятствует - до поры до времени (привет, Россия после Ельцина!). Коллективный разум Влада Калашникова достигает поистине антиутопического пафоса, описывая подтасованные выборы, "последнюю помощь" в доме престарелых, "большую стирку", уродливую сущность шоу-бизнеса (родная тема для Немоляева и "популога" Тарасова) и вынесенные в заголовок "таинственные исчезновения" самых красивых девушек Города.
Однако Бешеные Бабки и не думают ступать на путь борьбы с тоталитаризмом, ибо ни черта не соображают. Единственное, до чего они додумываются, - Город не лучшее место для развлечений впавших в детство старух, и виноват в этом, видимо, Мэр. Врожденное свободолюбие Бабок, правда, стихийно выливается в неосознанные протестные акции. В какой-то момент аполитичные Клара и Дора решают разгадать тайну таинственных исчезновений, но при первой опасности рвут когти из Города, наплевав на узников режима. Кстати, тема пресловутых исчезновений прописана не очень внятно: читатель разгадает их тайну к середине книжки, а тугие старушки вообще не разгадают.
"Идущим вместе" в "Бабках" ловить нечего: в книге нет ни порнографии, ни призывов к свержению Режима. Но авторам не стоит комплексовать: вместо литературоведов в штатском их книгу прочтут нормальные дети и нормальные взрослые. Написано бойко, читается быстро, шрифт крупный, притянутые за уши места не портят общего впечатления, к тому же кончается повествование на самом интересном месте, как серия многосерийного мультфильма. Кто там говорит, что "Клара и Дора" и есть мультфильм? Ну и ждите своих мультиков, а мы будет ждать продолжения книжки.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia