АНДРЕЙ ЗУЕВ - "АНДРЕЙ ЗУЕФФ"

Совершенно невозможно в этом мире никого хвалить. Похваленное портится быстрее, чем рыба на жаре. Глядишь потом на то, что хвалил, и думаешь: не привиделось ли? Андрей Зуев как самостоятельный музыкант начался задолго до 2002 года. Любителям памятен его альбом "Флак", наделавший достаточно шуму и даже попавший в какие-то там ротации на каких-то там радиостанциях. Потом случился перерыв, во время которого от Зуева появился один трек - на "Легком лете" ("Свингеры"). Затем, в опасной близости от релиза вышепоименованного альбома состоялось появление трека "No-name Rock'n'Roll" на сборнике "Легкая весна-02", и независимые (изначально благожелательные) эксперты с тревогой отметили, что А.Зуев, кажется, погружается в дебри дурашливого лаунжа, который успели затерзать "Нож для фрау Мюллер" и энное число их эпигонов. Однако "Свингеры" внушали надежду на то, что все закончится хорошо - трек в свое время прозвучал очень свежо и приятно.
Каким образом получилось, что надежда все-таки испустила дух, до сих пор непонятно. Не уследили, бывает. В общем, альбом, названный в честь самого себя, у Зуева: извините, Зуеффа, получился именно дурашливым. И скучным. До зевоты, до вывиха челюсти, до судорожных и непроизвольных попыток выключить CD-проигрыватель.
Кстати, позвольте лирицкое отступление. Господа со "Снегирей" и лично Олег Нестеров! Оно, конечно, понятно, что хочется соответствовать прогрессу и внедрять передовые технологии. Например, записывать диски со специальной сохранной полоской, которая, с одной стороны, не дает послушать оные на компьютере, а с другой - не позволяет на том же компьютере откопировать и пираЦки выпустить. Но имейте в виду: сия полоска с легкостью закрашивается черным маркером или фломастером другого непрозрачного цвета. Был бы диск мой - так бы и поступил и послушал бы его на своем рабочем компе. А так как диск казенный - пришлось искать знакомых, у которых есть обычный, не компьютеризированный CD-плейер. Та еще задачка оказалась.
Так вот, вернемся к нашим альбомам. Без сомнения, концепции в творениях Зуева, а также постмодернизма, примитивизма и скрытых мессаджей наверняка завались. Возможно, они даже исчисляются несколькими десятками, и лишь куцый умишко рецензента не дал ему возможность сполна насладиться всей палитрой значений вверенного ему диска. Однако, с точки зрения критерия "колбасит - не колбасит", который, как показывает человеческая история, является самым главным в области музыкальных произведений, зуевский альбом словно и не выходил вовсе. Несчастные "Свингеры", получившие на релизе название "Вальсирующие", тонут в глуховатых, неприятных по тембру и мелодическим сочетаниям треках. Великолепная "Tequila" Чака Рио в переделке Зуева больше похожа на школьное песочное пирожное, попавшее под каблук завуча, нежели на кулинарный шедевр, коим являлась в оригинале. Вызывающе окрещенный финальный трек "Blow Job техно" настолько ничего особенного не представляет, что очень хочется спросить: а причем здесь, собственно, blowjob - вещь в хороших руках/губах, скорее, феерическая, нежели занудная? Или вот композиция "Шейк": кто-нибудь под нее танцевал? И если да - то получилось ли у него? И если получилось - то что именно?
Альбом можно было бы попытаться оправдать общими фразами о том, что он-де произведение концептуального искусства, подвержен ощутимым минималистским влияниям современной немецкой сцены и пр. Но тогда придется признать: то, что случается на той самой немецкой сцене, на порядок интереснее (даже при поверхностном изучении). А значит, "Легкие" опять кормят слушателя какими-то недоваренными полуфабрикатами за его же деньги. Обидно, да?
Владимир Боровой, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia