СБОРНИК 'ОХОТА-8'
Порядковый номер сборника независимых исполнителей на обложке символизируют восемь висящих на прищепках разноцветных презервативов. Выглядят они унылыми, жалкими и беззащитными. Как, впрочем, и большинство музыки, собранной на 'Охоте-8'. Трек-лист, что для этой серии сборников характерно, переполнен неизвестными названиями групп. На поверку почти все они оказываются клонами больших, красивых и давно известных коллективов либо выразителями какого-то вымученного молодежного протеста. Бегло прошвырнемся по списку. 'Сад камней' с песней 'Кончаются слова' и Паша Павлов ('О любви и дружбе') осчастливят слушателя сборника бардовским роком, 'Нечто' ('Открытый космос') - скучной музыкой вежливых юношей, 'Факты' ('Полк') - пародией на группу 'Сплин', а группа с непроизносимым названием Medium Caeli и композицией 'Здравствуй, брат' - на самого Бориса Гребенщикова. Не менее сложно озаглавившиеся Llanfair P.G. поют на английском языке удивительно вялое подобие металла, 'ЧК' косят под 'Гражданскую оборону' и рифмуют заглавную 'мышеловку' с 'президентом Вовкой', но выглядят слабенько. 'Де'генератор' привлекает названием своего трека 'Бен Ладен': увы, песня оказалась полной невнятицей - неостроумная и до Бен Ладена там не докопаешься. Еще есть инструментал 'Breat Od' от группы Cyclofilledya: пальцы сломаешь набирать, а музыка похожа на ту, какую мог бы написать Дидье Маруани, страдай он тяжелой формой неврастении. Добавим сюда фолк-блюз 'Опять за пивом' группы 'Ниже нуля', коллектив 'Токомак', чем-то похожий на 'Алису', и вдохновляемого телепрограммой 'Аншлаг' 'Гекльберри Финна' - и картина станет почти безнадежной. К счастью, ее разбавляют Женя Глюкк, 'Инферно' с лирическим речитативом на фоне электронной подложки и 'Облачный край' - наглядная иллюстрация к столь мощному культурному явлению, как перестроечный хард-н-хеви. Довольна мила песенка 'Она' от группы CD: беда только в том, что песенка очень похожа одновременно на Джо Дассена и Андрея Макаревича, а солистка поет 'одевала перчатки' вместо 'надевала'. Открывает пластинку известный совместный трек 'Номера' 'Торбы-на-Круче' и Tequilajazzz в обработке человека по имени Limelight, а завершает - чудный вальс Павла Кашина 'Вы искали...'. Песня, конечно, сильно повышает общий рейтинг сборника, но в то же время может заставить испытать сильнейший комплекс неполноценности остальных участников 'Охоты-8'.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia