СБОРНИК 'РОК-ЛИНИЯ-4'
Все-таки стенания о том, что русский рок в полном загоне, а триумф 'Фабрик' окончательно его задавит, представляются сильно преувеличенными. Рок лишился телевизора - и что? Не телевизором единым, как говорится. На самом деле на концертах до сих пор биток, да и сборники выходят с пугающей частотой. Вот, например, 'Рок-линия'. Я и не подозревал о существовании такой серии, что не помешало ее издателям подготовить уже четвертый выпуск. Подбор участников сборника говорит о том, что на него наверняка находится спрос. К тому же отсутствие статуса 'главного рок-сборника страны' (под тяжестью коего титула гнется бренд 'Нашествие') позволяет составителям не зацикливаться на том, чтобы под обложку непременно попали все актуальные лидеры 'Чартовой дюжины'. Можно экспериментировать - наряду с растиражированными песнями включать в альбом песни звезд, не успевшие стать хит-синглами, и даже предоставлять новичкам площадку для дебюта. Например, я с трудом унял нервную дрожь, увидев на обложке имя Вячеслава Бутусова. 'Неужели опять 'Девушка по городу'?' - грустно подумалось мне. Но нет! Вместо этой исключительно известной песни 'Ю-Питер' в четвертой 'Рок-линии' представлен вполне 'неформатным' 'Колесницегонителем'. Какие еще неожиданности ждут слушателя? Например, 'Ночная кобыла' фолк-роковой 'Мельницы', которая стремительно движется по направлению к мейнстриму. Включение в сборник 'Rain, Rain' Олега Чубыкина, видимо, означает, что хитовость этой красивой песни признали больше одной радиостанции и одной звукозаписывающей фирмы. Незнакомая группа 'Каркадэ' представила трек с женским вокалом в духе, как ни странно, той же 'Мельницы'. Возрожденный техно-поповый Arrival со своим 'Городом на песке' выглядит на сборнике инопланетянином, и побольше бы таких инопланетян, а то, когда все одинаковые, очень скучно становится. Светлане Сургановой тоже стало скучно петь свою музыку, и она вставила в 'Абсолютного сталевара' фрагмент 'Эмманюэль'. Оказалось приятно вновь переслушать 'секретовскую' 'Домой', пусть и в исполнении Николая Расторгуева. Впрочем, какое там 'пусть и': солист 'Любэ', когда не поет патриотические песни про 'Рассею', является очень сильным и разносторонним вокалистом - 'Домой' он спел почти неотличимо от оригинальной версии. Милая песенка Ильи Черта 'Про гитару' лишний раз заставляет посетовать на недораскрученность его сольного альбома 'Детство'. Наконец, еще одни новички - 'Тринадцатое созвездие' - удивили странной смесью мягкого рэпкора с дворовой музыкой. Список неожиданностей на этом на самом деле не заканчивается, просто не хочется перечислять тех, кто удивил со знаком минус. Что касается актуальных хитов, то в этой роли на сборнике выступают 'Напитки покрепче' гордости 'CD Landовского' каталога группы 'Звери', 'Брэд Питт' 'Мультфильмов' и 'Юго-2' 'Ночных снайперов' (не замечали, кстати, что ее вступление похоже на начало песни 'Меня зовут Шнур'?). В общем, послушать есть чего, и рок-сборники списывать в тираж рано. Тем более что в свете перемен на 'Нашем радио' они могут остаться единственным источником информации о русском роке.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia