АЛЕКСАНДР О'ШЕННОН - 'АНТИБАРД'
Роман известного в узких кругах барда Александра О'Шеннона несложно поставить в один ряд с другими книжками о музыкально-богемных нравах, изредка рецензируемыми на этих страницах. Так же, как у Стогова ('Мачо не плачут') или Малюгина ('Затмить Земфиру'), ошенноновский герой, от лица которого ведется повествование, употребляет лошадиные дозы спиртных напитков и очень много трахается. Но в полном соответствии с традициями подобного рода литературы, и то, и другое он делает безо всякого удовольствия, исключительно от безысходной беспросветности своего бытия.
Тем не менее 'Антибард' выбивается из этого ряда. У Александра О'Шеннона получается литература, а не слабые журналистские потуги на нее. Впечатлительный читатель придет в восторг от одной только композиции книжки. Почти триста страниц описывают один день из жизни барда Андрея Степанова. Никакого разбиения на главы не предусмотрено - текст идет сплошным потоком, разделенным разве что на абзацы, и оторваться от него действительно сложно. Впрочем, книгу можно читать как за один присест, так и с многомесячными перерывами; и, в принципе, с любого места. Одному из критиков, чьи слова по нынешней моде приведены на задней обложке, интересно, что будет дальше. Удивительное любопытство: книга как раз представляется столь законченным произведением, что не предусматривает продолжений. Ничего не будет - такой же день, как и сотни других перед ним. Ну, может быть, без принародного заблевывания микрофона за две тысячи долларов.
Однако цельность замысла сумеет оценить только тот читатель, кто не убоится новаторского языка автора. Обложечное предупреждение о наличии ненормативной лексики - изящная издевка над существами с тонкой душевной организацией, которые даже в страшном сне представить не могут истинных масштабов использования автором этой самой лексики. Матерные слова встречаются в книжке ровно столько раз, сколько раз за день они возникают в мыслях обычного интеллигентного человека творческой профессии. Пора сказать о главном: О'Шеннона не интересует однодневная хроника жизни барда Степанова. События сложного степановского дня при желании легко уложить в одно предложение, которое прозвучит невероятно пошло. Текст 'Антибарда' фиксирует мысли - мысли 40-летнего неудачника, много повидавшего в жизни и не обольщающегося на ее счет, скептически относящегося почти ко всему и в первую очередь - к себе. Смесь гордости за русскую духовность и отчаяния из-за неумения направлять оную в созидательное русло вызывает эта книга. Степанов, весь день ведя совершенно антиобщественный образ жизни, успевает при этом мысленно затронуть невероятное количество проблем мироздания - от системного кризиса в государстве и воспоминаний о сексуальных опытах до национального портрета московских бомбил и бытовых вопросов вроде 'б:, где же трусы?!', в какой-то момент вытесняющих из сознания интеллигента все глобальные размышления. Наблюдения большей частью точны, а будучи вложенными в уста 'лишнего человека' - еще и язвительны. Наиболее беспощаден О'Шеннон к собратьям по бардовскому цеху, которых он наградил узнаваемыми фамилиями (Луферов стал Алферовым и т.д.). После этой книги барды и сочувствующие (Женщины Бардов, например) должны начинать свои (безжалостно опущенные О'Шенноном) посиделки с ритуального сожжения 'Антибарда': 'Как сейчас вижу: сидят это они на бревнах вокруг костра, счастливые отвоеванной у режима свободой, пьют сваренный в кане глинтвейн и слушают своего Барда, чудо и гордость этого племени воскресных Робинзонов. <:> А вот и я сижу на бревне, семнадцатилетний придурок с горящими глазами:' И много других теплых слов в адрес комьюнити.
В общем, очень достойный текст, но славить приход в русскую литературу нового Венички я бы не осмелился. 'Я пел о том, что знал, я что-то знал': О'Шеннон о волнующих его вещах высказался так веско, что к 'Антибарду' будет сложно прибавить что-то еще.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia