ГОРШОК - 'Я АЛКОГОЛИК, Я АНАРХИСТ'
Солист группы 'Король и шут' Михаил 'Горшок' ГоршенЈв - панк идейный, будто бы поставивший себе целью выглядеть и вести себя так, как панки из анекдотов. Попробуйте в шутейном разговоре сравнить его с каким-нибудь поп-артистом - обидится же смертельно. В общем, он или гениально притворяется антисоциальным элементом, или таковым и является. А ведь разговоры о поп-музыке возникают вокруг группы 'Король и шут' не случайно. Уж как-то не вяжутся с имиджем помоечных панков концерты в крупнейших залах и более чем хорошие продажи 'кишовских' пластинок. Да и репертуар 'Короля и шута', прямо скажем, не вполне соответствует канонам панк-музыки: песни авторства Горшка еще туда-сюда, но вот второго фронтмена Андрея Князева вечно уносит ближе к мейнстриму (собственно, во многом благодаря этому группа получила свою популярность).
Начало года лидеры 'Короля и шута' провели за записью сольных проектов. Что вышло у Князя, мы узнаем чуть позже: говорят, в его сольнике преобладают песни лирического звучания. Горшок же, не теряя даром времени, бросился исполнять любимую музыку - классический панк, грязный и быстрый. 12 песен альбома прекрасно уместились в 26 минут. А благодатный материал для сольника был найден у легендарной петербургской группы 'Бригадный подряд'. Сборы от пластинки будут направлены в помощь лидеру 'Подряда' Николаю Михайлову, которого пытаются излечить от наркомании. Попутно Михаил Горшенев выполняет и просветительскую миссию - знакомит широкие круги (а его кликуха и физиономия на обложке, несомненно, привлекут к релизу большое внимание) с песнями достойной, но в силу ряда причин так и оставшейся культовой, группы. Узнаваемый голос Горшка вступает в удачный контакт с репертуаром Михайлова. Надо сказать, что ранние отечественные рок-энциклопедии всегда очень страдали от малого количества в стране панк-проектов и причисляли к русской панк-музыке кого угодно - от 'Автоматических удовлетворителей' до 'Гражданской обороны' (а группу 'Наутилус Помпилиус' на голубом глазу именовали пост-панковской). Доля истины в этих определениях, конечно, была, но очень небольшая - авторы ориентировались на отдельные признаки панк-рока типа неумения играть или асоциального поведения музыкантов. Жаль, они не слышали 'Бригадный подряд', а ведь эта группа являлась, пожалуй, самым точным здешним аналогом Sex Pistols. Правильно уловив эстетику, Николай Михайлов и Ко довольно творчески подошли к ее переносу на российскую почву. Русский панк-рок оказался щедро сдобрен бытовыми историями с питерским колоритом и особым юмором - см. 'Иван Факов' ('фамилии своей Ваня не стеснялся и даже в КВД Ваня представлялся: Ваня Fuck Off! Fuck Off! Fuck Off!'), 'Долой гопоту!', 'Квартира', 'Деньги', 'Кировский завод', 'Чойболсан' ('он насиловал всех женщин, он насиловал коня, он стрелял из арбалета, правда, мимо попадал') и др. Вокал Горшенева, конечно, придает песням 'Бригадного подряда' налет мало свойственной им серьезности ('Розовая вода' звучит что твои 'Кукрыниксы', где точно таким же голосом поет брат Горшка), но не вытравливает их духа. Идейный панк нашел свою музыку и просто не мог исполнить ее плохо.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia