'МУМИЙ ТРОЛЛЬ' - 'СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ'
Вот что вспомнилось. В 1997 году в кулуарах 'Максидрома' мне встретилась начинающая звезда по имени Илья Лагутенко. Выхватив диктофон, я задал ему несколько вопросов о творческих планах - это было одно из первых интервью 'мумика'. Потом друзья спросили меня: 'Ну так как, педик он или не педик?' Вот ведь что людей интересовало. С тех пор много воды утекло, и подобных вопросов больше не возникает. Безупречную репутацию 'троллей'-натуралов не поколеблет даже их фотосессия в скверике у Большого театра, украсившая переднюю и заднюю обложки 'Слияния и поглощения'. Местечко исторически пользуется сомнительной славой, но 'Мумий Тролля' она никоим образом не задевает. Обложка альбома причудливо сочетает помпезность с самоиронией - и рецепт такого смешения оказывается универсальным и для песен пластинки: Лагутенко не стесняется нагонять пафоса, ибо умеет вовремя разрушить его емким текстовым образом либо простодушным инструментальным ходом. Вообще, беглого знакомства со 'Слиянием и поглощением' недостаточно, чтобы понять, насколько этот альбом хорош. Зато даже единственного прослушивания хватит, чтобы удостовериться в том, что 'Мумий Тролль' - отличная группа. Хотя бы потому, что им бесполезно подражать: уж сколько народу пыталось, да получалась полная ерунда. К тому же за 'троллями' невозможно угнаться: они продолжают полет по только им самим известной орбите и умудряются, оставаясь стропроцентно узнаваемыми, радикально меняться от альбома к альбому.
'Слияние и поглощение' - отрепетированная на гаитянской жаре, максимально быстро записанная, импульсивная и откровенная пластинка. Небольшие шероховатости восприятия связаны только с тем, что музыканты 'Мумий Тролля' уже полгода живут с этими песнями и любят их как родных, а слушателю еще нужно время на привыкание. Илья Лагутенко и Ко не пожелали дать публике скидку и обошлись без подсказок: вот, мол, три-четыре хита, а остальные песни тоже послушайте, если захотите. Секрет в том, что хитов на пластинке нет - или же их здесь слишком много. Даже запущенный чуть раньше 'Здравствуйдосвидания', где музыканты охотно цитируют Криса Ри и других, отнюдь не выбивается из общего ряда. Лидером летних плей-листов способна стать едва ли не каждая композиция, исключая разве что вступление, короткие музыкальные шутки 'троллей' (треки 9 и 14) и песню 'Янтарь'. Все прочее чем-то да цепляет, причем все время разными крючочками. Даже симфоническое 'Интро' звучит более чем благозвучно - вот только применение себе при нынешнем состоянии дел в шоу-бизнесе оно может найти только в рингтоне. 'Прости, киска!' обладает совершенно неотвязной, сыгранной одним пальцем клавишно-электронной мелодией: под стать юмористической аранжировке и лагутенковский текст. 'Банзай' и 'Ирис' - боевики с запоминающимся припевом, своеобразные приветы от 'Мумий Тролля' 90-х. 'Кораллы' и 'Хищник' - красивые медленные песни, в которых - редкий для Лагутенко случай - стихи даже не кажутся совсем уж абстрактными. 'Непокой' - проникновенный эротический романс с волнительно засэмплированными женскими стонами. 'Приватизация' кажется немного искусственной: возможно, идея поведать любовную историю экономической лексикой была чересчур надуманной. 'Страху нет' - абсолютно клоунская вещь: 'тролли' вновь реализуют обычно тщательно скрываемый ернический потенциал электронной музыки, а в финале специально обученные дети долго орут рефрен 'тебя вставляет - ты вставляешься'. 'Так бывает не случайно' группа склеила из двух плохо стыкующихся составляющих - прекрасной лирической мелодии и грубоватого текста: хитом эта песня может стать в виде фонограммы 'минус один'. Но даже если и не станет - на диске достаточно других претендентов в лидеры радиочартов. Теперь любопытно проследить за тем, осмелятся ли станции крутить самые смелые и неоднозначные произведения диска, или ограничатся 'золотой серединой'.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia