"ДДТ" - "ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ"
Юрий Шевчук, автор хитов 'Последняя осень' и 'Что такое осень', кормящих уже не одно поколение кабацких музыкантов, проводит начало ХХI века в тяжких думах о судьбах Родины. До развлекательной ли музыки, когда страна стонет под гнетом попсы всех мастей? Альбомы у Шевчука нынче получаются смурными, смутными - мыслитель давит лирика, и музыка под стать мрачному настроению и серым аляповатым обложкам выходит скрежещуще психоделичной. И все-таки к лидеру 'ДДТ' принято прислушиваться. Неформатность пластинки не становится поводом к ее замалчиванию, напротив, радиодеятели внимательно изучают песни в надежде найти среди них хоть что-то подходящее для эфира по звукоряду и хронометражу. Диск 'Пропавший без вести' невозможно взять с наскока: поставив его в проигрыватель, нужно настраиваться на серьезную работу мысли и духа. Нужно вслушиваться в тексты, невзирая на рваные звуковые эффекты, нужно внутренне спорить или соглашаться с автором. Еще лучше - уметь представить себе, как бы Юрий Шевчук прокомментировал тот или иной свой песенный текст (для этого хорошо бы иметь опыт личного общения с певцом). Если же вы не готовы выполнять перечисленные условия, то пластинку можно вообще не включать. Для этой части аудитории мы, не погрешив против истины, ограничимся фразой, что группа 'ДДТ' выпустила очередной 'загрузочный' альбом, что Шевчук в своей борьбе с попсой дошел до абсурда и пишет такие песни, что их и слушать невозможно.
А теперь - рецензия для тех, кто не прочь 'загрузиться'. Сделать это можно с первых же звуков 'Пропавшего без вести': смесь индустриального инструментала и фольклорного женского пения не оставляет слушателю надежд на легкие пути. На второй минуте вступает сам Юрий Юлианович, который в унисон с фоновым фолк-вокалом начинает свою монотонную мантру. Группа явно никуда не торопилась: все треки длятся столько времени, сколько нужно было для полного воплощения музыкальных идей - а в общей сложности 11 песен звучат 70 минут. Зато каждый номер кажется не отдельной композицией, а выражающей определенную мысль частью концептуальной сюиты. В первом треке 'Мог бы' робкий бубнеж постепенно переходит в богатырский крик, а инструментальный нойз - в симфо-роковое буйство. Текст же повествует о проблеме выбора пути. Это если коротко сформулировать. Следующая песня носит очень подходящее для нынешнего состояния Шевчука название 'В бой'. Она чуть более мелодична, хотя припев с рефреном 'А я ввязался в бой' оказывается вполне откровенным хард-роком. В стихах же объясняются мотивы ввязывания. Заглавный трек - тот самый подарок радиодеятелям за терпение и ожидание. Песня в духе лучших баллад 'ДДТ' обладает крайне глубоким и серьезным текстом. Если говорить без дураков, то победить попсу можно только такими вот произведениями, как 'Пропавший без вести' и 'Понимающее сердце'. Увы, сегодня о главном нужно говорить только очень доступным языком, иначе никто и слушать не захочет. У Шевчука, впрочем, пока другое мнение, он ни на какие сознательные упрощения не идет. Трек 'Звезда' вновь начинается с психоделического маршевого ритма, к которому позже добавляется известный сэмпл, похожий на заставку к 'Международной панораме': а солист здесь чеканит почти что рэп, переходящий в фирменный хриплый крик. Коротенькое 'Небо над озером' отличается человеколюбивыми мелодией и партией акустической гитары: это такое размышление на ходу, заканчивающееся многоточием. В композиции 'Дым' Шевчук по-фольклорному распевен, хотя на этот раз не прибегает к помощи бэк-вокалисток, но аранжировка по обыкновению смятенна. '25' - небольшая попытка пошутить, однако ирония у лидера 'ДДТ' получается со слезами на глазах, хотя припев у песни вполне мелодичный. 'Адам и Ева' - нечастая в репертуаре группы песня о любви. Естественно, она не могла получиться радостной: без тревожного настроения не обошлось, хотя Шевчук, кажется, старался сделать произведение максимально светлым.
Два последних трека стоят на альбоме особняком. Такое впечатление, будто Юрий Юлианович обеспокоился, что дослушавшие пластинку до конца за поэтическими образами не вполне поняли его идеи. Поэтому в песнях 'Контрреволюция' и 'Русский рок' Шевчук скорее публицист, чем поэт: 'Контрреволюция, наехав на нас, довела до больницы, вырос живот, рок-н-ролл истерт, я учусь играть джаз, но меня рвет, полный рот нот. Старости нет, есть только усталость - от баррикад ничего не осталось'. В 'Русском роке' он открытым текстом заявляет, что слухи о смерти данного жанра явно преувеличены. И способы доказательства этого серьезны до жути: хор бабушек, распевающих 'хоронили русский рок, хоронили', слова про 'полуграмотных поп-менестрелей' и в финале пятиминутное повторение зловещей фразы 'Привет с того света'. Да уж, не спешите его хоронить: задолбает с того света такими приветами.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia