"Х.З." - "БЫЛА БЫ ЖИЗНЬ"
Сверившись со списком песен, вы не обнаружите в нем знакомых названий: наши плодовитые друзья из группы "Х.З." сочинили 41 новую композицию, которые по традиции звучат около минуты или того меньше. Свежая пластинка станет хорошим подарком любителям соленого русского языка и раздолбайского подхода "забейцев" к своему искусству. В то время как нормальные музыканты сочиняют песни, то есть придумывают две основные темы и повторяют их несколько раз в течение трех-пяти минут (это называется куплеты и припевы), Бегемот, Алексей Заев и Карабас к каждому шальному четверостишью, пришедшему в голову Бегемоту, придумывают мотив и аранжировку — для слушателя им ничего не жалко. Знакомство с новым творением "Х.З." требует некоторой усидчивости: чуть отвлекся — пропустил несколько песен, в которых наверняка были пара остроумных строк и случаев виртуозного использования ненормативной лексики. Пластинка "Была бы жизнь" производит впечатление менее кустарной по сравнению с ранними альбомами "Х.З.". Здесь есть и относительно богатые инструментальные проходы, и серьезные углубления в разные музыкальные жанры, и солидное количество добровольных подпевщиков во главе с Найком Борзовым и Марьей Искусницей (хотя инкогнито этой постоянной бэк-вокалистки "Х.З." уже раскрыто, в буклете Марина Хлебникова по-прежнему значится под своим псевдонимом). Тем не менее все эти навороты не отвлекают от главного и не разрушают атмосферу песен группы. В них, как и раньше, нет никакой агрессии, и добрая пофигистская улыбка, с которой Карабас поет даже самые кровавые строки, угадывается даже без видеоряда. Если сравнивать "Х.З." с другими исполнителями, использующими русский устный (и прославившимися во многом благодаря этому), нельзя не отметить, что коллеги зачастую применяют мат по прямому назначению — чтобы выругаться, сбросить отрицательную энергию. А у Бегемота и Карабаса это — всего лишь языковая игра, оттеняющая богатейшие возможности инвективной лексики при умелом ее использовании. Кстати, в буклете, изобилующем смешными картинками, содержится еще несколько четверостиший, не уместившихся в альбом: в отрыве от музыки они действительно могут показаться чересчур похабными, но мягкая манера исполнения на диске сглаживает это ощущение — остается только вместе с авторами радоваться хорошим шуткам, пусть даже в жанре черного юмора.
Какие-то произведения с альбома "Была бы жизнь" наверняка разойдутся на крылатые цитаты, хотя из-за описанной выше щедрости "забейцев" вычленить их сразу затруднительно — все-таки 41 трек, и в тексте каждого из них, поверьте, кроется смысл. Попробуем указать на песни, которые лучше не пропускать: "Нокиа" с равнодушной мелодией в духе Лаэртского; кантри-порно-хоррор о взаимоотношениях с дантистами "В кабинете"; "Не напрасно", целую минуту притворяющаяся лирической песней без стеба, но потом все же раскалывающаяся; "Расставанья" - исключительно натуралистичная любовная лирика; сверхкороткий игривый "Интерес" с женским вокалом; "Обидела" - опять-таки нежнейшая вещь от дамского лица с забористым текстом ("осторожной походкой хрупкой ты подкрался ко мне, чуть дыша, задрал мою ногу и юбку и вы…б меня не спеша"); философский вальс "Я глубоко"; "Тургенев любил", открывающая неизвестные стороны отношений писателя со своими крепостными; эротическая фантазия "Колобок"; блюз "Я вас"; замаскированный под русский рок "Санитар"; шансон "Надкусил"; бардовский романс "Претензия"; абсурдистско-безумная "Муза"; фолк-страдание "Заноза". Из стишков Бегемота, которые попадаются между песнями, можно отметить "Лифт". Если оставить на диске только перечисленные треки, получится почти гениальный, дико смешной, 15-минутный альбом.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia