"ТАБУЛА РАСА" - "ЦВЕТОЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ"
Буду очень удивлен, если киевская "Табула Раса" не станет новым фаворитом московской сцены, причем не только клубной. Ничего похожего у нас сейчас нет, а потребность в подобной музыке, думается, все-таки есть. И не так уж много нужно грамотных промоутерских шагов, чтобы познакомить наконец российскую публику с интереснейшим соседским проектом, существующим, между прочим, с 1990 года. Понятно, что на Украине команда давно и хорошо известна, но почему-то никто до сих пор не удосужился поплотнее внедрить ее на наш рынок (впрочем, первые скромные шаги уже сделаны — ротация на "Максимуме" и это переиздание). С 1993 года "Табула Раса" поет по-русски, а в 1998 году на пике всеукраинской популярности вдруг уходит со сцены. Вот что сообщает об этом официальный сайт коллектива: "Лидер группы Олег Лапоногов принял решение уйти с арены шоу-бизнеса и взять творческий отпуск на неопределенное время. До 2003 года о местонахождении Олега никто ничего не знал. "Я просто немножечко подустал. Я хотел абстрагироваться от людей, от социума", - прокомментировал свой поступок Лапоногов". После пятилетнего отпуска коллектив вернулся, снял клип "Апрель" и начал записывать альбом "Цветочные календари". Пропавший без вести солист — сам по себе очень увлекательный сюжет; есть группы, которые десятилетиями не могут сыскать участника, чисто вышедшего за сигаретами, а тут человек ушел, а потом вернулся. Если судить по текстам композиций с "Цветочных календарей", можно выдвинуть два основных предположения о том, где пропадал Лапоногов: возможно, он примкнул к каким-то одичавшим гринписовцам, что теперь нашло отражение в странных песенных призывах "Помогите ламантину!" и подлинном восхищении перед любыми явлениями природы, каковым восхищением просто переполнены его стихи. Не исключено также, что речь идет о каких-то евангелических сектантских делах — ангелы и серафимы попадаются в песнях, звучащих так просветленно и оптимистично, будто они написаны для проповедей той "церкви", прихожане которой каждые пять минут принимаются петь хором. Есть и менее романтичная версия, согласно которой Олег Лапоногов попросту сошел с ума. Даже если это и так, чистое искусство "Табулы Расы" (в этот момент удивительно соответствующей своему названию) выглядит симпатичнее, чем творения иных нормальных.
Слушая этот альбом, трудно отделаться от еще одного предположения, совсем уж фантазийного: эти пять лет лидер группы посвятил путешествиям во времени и теперь, ненадолго вернувшись, приглашает нас с собой — во времена, когда пацифистские неоромантические проекты ("Альянс", "НРГ", "Биоконструктор") искренне верили в то, что сделают мир лучше. "Табула Раса" не стесняется вторгаться в проржавевший и заматеревший шоу-бизнес с наивными, экологически чистыми, не от мира сего произведениями, спетыми чистым высоким голосом. В песнях есть откровенные заимствования — особенно много Лапоногов черпает у группы A-Ha, а куплеты трека "В ожидании весны" практически идентичны мелодии "Отчего" из репертуара ВИА "Веселые ребята" (автор музыки — Юрий Антонов). Но даже копирует "Табула Раса" так талантливо и симпатично, что рука не поднимется клеймить ее позором, тем более что образцы для подражания группа выбирает очень правильные. Из треков, на которые нужно обратить особое внимание, следует отметить "Апрель", "В ожидании весны", "Восток", "Алтай", "Река Ориноко" и "Дети радуги", записанную с детским хором. А вообще, это самый неожиданный альбом года — вот уж не думал ваш рецензент, что в 2006-м встретится с диском, прилетевшим будто бы прямиком из 1987-го.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia