"ЛЮМЕН" - "ДЫШИ"
На носителях представлен концерт группы "Люмен", состоявшийся 14 апреля в петербургском клубе "Порт". Скромный статус и размеры площадки (чай, не "Горбушка" и не ДС "Лужники") позволяют думать, что для истории запечатлено самое обычное, рядовое выступление уфимских рокеров. А коли так, значит, можно делать выводы о месте "Люмена" в реестре лучших отечественных "живых" групп. Место это неожиданно высокое: то, что команда интересная и честная, было ясно давно, а посмотрев данный DVD, можно впечатлиться тем, как Тэм Булатов и Ко работают концерты. Представленная в "Порту" программа была составлена из хитов разных лет, но не без упора на самый свежий диск. Впрочем, лирические произведения, которых в репертуаре команды в последнее время стало больше, на концерте оказались в меньшинстве — ставка была сделана на драйвовые вещи. Бешеная энергетика некоторых музыкантов часто идет в ущерб пониманию слов — в конце концов в клубы идут не в тексты вслушиваться, а поколбаситься в слэме. Но не в случае с "Люменом": даже в самых быстрых треках слышно каждое слово. Драйв инструменталистов тоже не сливается в звуковую кашу — они вообще не пытаются "давать рокеров", тряся головами и занимая позы, а сосредоточены на основном деле, в каковом и преуспевают. Концертное звучание группы ничуть не уступает студийному, а в чем-то и превосходит: команда крайне удачно сочетает энергичность и внятность инструментальных партий. О внятности социального мессиджа песен "Люмена" и говорить нечего: этим песням протеста веришь безоговорочно. Более того: тексты Тэма заставляют молодежь задуматься о по-настоящему серьезных вещах. "Не спеши" - мощный и доходчивый пацифистский гимн, идущий, мягко говоря, вразрез со стремлением сверхдержавы на глиняных ногах забрить в армию всех, кроме деток высших чиновников. "Я так люблю свою страну, но ненавижу государство!" - вопит солист в песне "Государство", и мощный зрительский хор вполне подтверждает справедливость и осознанность такого подхода. Большие злые зубы, о которых поет Тэм в песне "Зубы", тоже уже растут и себя еще покажут. В этом сложно сомневаться, видя, как публика подпевает "Люмену" в той же "Не спеши". А дело-то происходит в Санкт-Петербурге — оказывается, на родине трех революций и Владимира Путина юным зрителям все-таки близки идеалы свободы и демократии. Вообще, наблюдая за вполне адекватной реакцией на тексты "Люмена", начинаешь удивляться, откуда же берется молодежь, которая за халявный мобильник и футболку с портретом сами знаете кого готова бессмысленными толпами слоняться где скажут и мешать дорожному движению. Пора уже уфимской группе выбираться из клубов и переносить свои конспиративные явки в "Горбушку", "Лужники" и "Олимпийский". Тэму со товарищи это по силам: кроме мощной музыки и искренних стихов о главном, у них есть профессионализм, способный поднять любой зал. И слушателей у них тоже потенциально может быть гораздо больше, чем есть сейчас — просто многие слушатели об этом еще не знают.
К сожалению, издатели DVD уровню группы соответствовать не захотели. Диск выглядит именно как подарок фэнам, вряд ли способный привлечь к нему интерес более широких масс. Единственным бонусом стал концертный же клип "Государство", а сама запись выступления в "Порту" не снабжена даже титрами с названиями треков. Явно не помешало бы релизу и хотя бы небольшое интервью участников "Люмена". Им ведь есть что сказать не только в песнях.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia