"ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ" - "ДИКИЕ ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ"
Эту пластинку еще до ее релиза успели назвать "явно лучшим русскоязычным альбомом в нынешнем году". Не знаю, поверил ли кто столь вескому печатному слову. Все же этому титулу не хватает парочки уточнений. Например: "явно лучший в нынешнем году русскоязычный альбом среди тех, в которых упоминается Владимир Путин". Или: "явно лучший в нынешнем году русскоязычный альбом для аудитории журнала, считающего главным культурным событием года визит в Москву Дэвида Тибета и Current 93". Авторам упомянутого издания совсем нетрудно выбрать лучший русскоязычный альбом года: "Гражданская оборона", "Ленинград" и "Мумий Тролль" в 2006-м пластинок не выпускали, а остальные отечественные проекты на тех страницах всерьез рассматривать не принято.
Ну да ладно. Мы начнем не с конца — вынесения приговора, - а с начала, то есть истории одного преступления под названием "Елочные игрушки". Александр Зайцев и Илья Барамия считаются главными отечественными звездами интеллектуальной электронной музыки — недаром рядом с их названием постоянно маячит аббревиатура IDM. Однако какими бы качественными ни были их компьютерные инструментальные работы, без своих коллабораций "Елочные игрушки" так и остались бы непризнанными подпольными гениями с сотней экземпляров проданных носителей. Совместные же проекты сделали Зайцева-Барамию настоящими знаменитостями. В 2H Company их IDM оттенял параноидальный хип-хоп Михаила Феничева и Михаила Ильина. Еще ближе к народу "Елочные игрушки" должны были стать, "аккомпанируя" матерным хрипам тучного и лысого охранника рынка Стаса Барецкого. Но на их "Электронщину" клюнули не столько любители брутального шансона, сколько "богема", до этого носившаяся как с писаной торбой с "Ленинградом" и "Кровостоком".
В прошлом году "Елочные игрушки" подписали контракт со "Снегирями": те выпустили их альбом электронных бульканий, переиздали относительно нашумевших "Психохирургов" 2H Company и не успели переиздать "Электронщину". "Дикие елочные игрушки" - явная попытка компании реабилитироваться за то упущение. Александр Зайцев и Илья Барамия в стремлении показать товар лицом собрали на альбоме не только своих давних соратников, но и пригласили новых друзей, в том числе группу "Ленинград". В результате получилась пестренькая картина в жанре классического кукольного спектакля "Необыкновенный концерт" - причем нашлось место и для номеров с журчащим унитазом и орущей кошкой, и для действительно интересных работ. Две песни рычит Барецкий, но даже его поклонники признавали, что эти музыкальные шутки по скрещению блатняка с электроникой испытания вторым альбомом вряд ли выдержат; они и не выдерживают. Трек от 2H Company недурен — свои вирши Феничев и Ильин по-прежнему слагают исключительно причудливо. "Ленинград" представлен в альбоме в виде короткого сэмпла, вплетенного в чудовищную какофонию номера "На х… Корни". Началом великой дружбы может стать появление на альбоме Алексея Никонова из "Последних танков в Париже": радикальная поэзия "Маяковского наших дней" вполне органична в музыкальном обрамлении "Елочных", хотя нельзя не отметить, что как декламатор Никонов напоминает Егора Летова. Человек, неоднозначно назвавшийся "Г", представлен на диске забавным треком "Блондинка" - у 2H Company появились последователи. Небезынтересна также песенка "Девочка с Земли" от "Чикиса", а вот две вещи "Самого большого простого числа" звучат куда менее интригующе, чем название этого проекта.
И о главном. Главный упоминается в двух песнях. 2H Company употребляют сравнение "мордочка у него, как у уставшего ежика", а Леха Никонов заканчивает свое произведение "Врубайся в Пруста" описанием расправы над юными девами и словами "расстрелом командовал президент великой страны — Владимир Владимирович Путин". Но не торопитесь делать выводы о том, что в молодежном искусстве вызрел наконец протест против режима. Вызреть-то он, может, и вызрел, но узнавая об этом из глянцевых гидов по развлечениям, сложно отнестись к революционным настроениям всерьез.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia