"СУРГАНОВА И ОРКЕСТР" - "СОЛЬ" ***
"Никитин". Релиз диска состоялся в декабре.
Если в начале сольной карьеры у Светланы Сургановой еще и было стремление что-то доказать бывшей коллеге Диане Арбениной, несправедливо уволившей из "Ночных снайперов" второго лидера, то сейчас таковое стремление сошло на нет. В конце концов, все уже доказано — обе дамы заняли заслуженные места в высшей лиге женского русского рока, и делить им вроде как нечего. Ну разве что фанаток, которые все же слегка раздвоились в своих симпатиях. От "арбенисток", например, приходилось слышать, что Сурганова поет чужие песни и выдает их за свои. Они при этом ссылаются на некоего обокраденного парня, который якобы и является настоящим автором "того самого хита". Заметим, что подобные разговоры усилились после выхода сольного дебютника Светланы Сургановой и ее оркестра — не всякий поклонник "Ночных снайперов" оказался способен пережить, что заклятая подруга Дианы Сергеевны выпустила столь мощную пластинку. Помимо обвинений в плагиате, недоброжелатели объяснили успех первого альбома Светланы тем, что за десяток лет на вторых ролях в группе каждый дурак мог бы накопить десяток приличных песен — а вот на второй диск их явно не хватит. Недоброжелатели ошиблись: следующий номерной диск "Сургановой и оркестра" тоже был вполне качественным. А вышедшей в декабре 2007-го новой пластинкой "Соль" Светлана окончательно доказывает, что к музыке не вполне применима спортивная терминология: здесь не обязательно бить рекорды и отчаянно лупасить руками по воде, чтобы приплыть первым — не меньшее удовольствие можно получить от размеренного плавания на надувном матрасе.
"Соль" (кстати, в трек-листе скрупулезно указаны авторы песен) напоминает именно этот неолимпийский вид спорта — альбом чертовски спокойный, чуть ли не лаунжевый. Светлану явно не прельщает карма неистовой рок-вуман, страдающей и конвульсирующей на сцене. В новом диске сделан ощутимый стилистический шаг куда-то в сторону Ирины Богушевской — здесь записаны романсы - не романсы, эстрадный шансон - не эстрадный шансон, но трогательные и проникновенные песни. Аранжировки лаконичны, внешних эффектов минимум, хуковых припевов тоже, отчего альбом кажется слегка затянутым: к нему надо прислушиваться, а делать это на протяжении почти часа звучания довольно непросто. Тем не менее постарайтесь не пропустить треки "Уже не вернусь", "Далеко", "Я теряю тебя", "Белая" и "Семь городов" - они дают вполне внятный ответ на вопрос, чем неброская глубина композиций Сургановой лучше эффектных неврастеничных произведений других рокерш. Перечисленные песни умны и красивы, причем красота их открывается думающему слушателю. А слабость альбома может обернуться его силой — в конце концов, роскошь сделать концептуальную пластинку, не обращая внимания на конкуренцию и не высчитывая количество хитов, могут позволить себе немногие.
Игорь Данилов, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia