FLEUR - "ВСЕ ВЫШЛО ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ"***, "ФЛіРОГРАФИЯ"****
Одесский Fleur — это, конечно, чудо природы. Дело не только в том, что они стали сенсацией совсем без рекламных бюджетов — подобные чудеса порой случаются, достаточно вспомнить истории "Мельницы", "Пятницы", Billy's Band и, скажем, "Бумбокса". Основное чудо — это наличие двух лидеров-солисток, Ольги Пулатовой и Елены Войнаровской, одинаково сочиняющих, поющих и, видимо, дышащих. На "флеровских" дисках их репертуар делится поровну — все нечетные треки сочиняет и исполняет Ольга, все четные — Елена. Но различить их на слух получается, видимо, только у завсегдатаев концертов группы. Обе вокалистки идеально выдерживают дистиллированность завораживающего стиля коллектива. Fleur выбивается из любого ряда - их акустические аранжировки и прозрачные до болезненности верха вокала бьют по рецепторам слушателя порой сильнее, чем громыхающие гитары и героические вопли рокеров. Те же "Шелкопряд" и "Теплые коты" поначалу удивляли и, пожалуй, даже раздражали каким-то своим антипрофессионализмом. Потом эти глаголы "удивляли/раздражали" заменялись на глагол "цепляли", странность превращалась в уютность, и Fleur получил бесспорный статус одного из самых светлых пятен плейлиста "Нашего радио".
Впрочем, "Теплые коты" войдут уже в новый альбом, который появится вот-вот. А пока в России переиздаются предыдущие пластинки группы, давно известные в Одессе и окрестностях. Это не самые ранние работы - "Все вышло из-под контроля" датируется 2006 годом, "ФлЈрография" была издана год назад. На обоих дисках есть "Шелкопряд" - и это оправдывает их существование в глазах даже самого строгого критика. Прочие оправдания появляются по мере увеличения количества прослушиваний альбомов. Сначала пластинки "Флера" кажутся отменно лаунжевыми длиннющими песнями, тем более что и хронометраж у них совсем нескромный - около 70 минут. Непоколебимая верность придуманному стилю и настроению, нереальная нежность высоких голосов и монотонность девичьей грусти одновременно восхищают и... усыпляют, особенно на "Все вышло из-под контроля". Нюансы и различия между треками проявляются где-то к третьему разу, когда понимаешь, что и помимо "Шелкопряда" есть песни, достойные широкого распространения — например, "Опьяненные нежностью" или "Память", идеальный саундтрек к несуществующим мультфильмам по прозе Владислава Крапивина. Вообще, музыка Fleur — настоящая находка для кинематографа, не все же лирические комедии озвучивать хитами "Города 312". Песен у "Флера" много, картин на 50 хватит, потому что мало кто решится использовать больше одного трека на фильм.
На "Флерографии", кстати, монотонности уже меньше, хотя верность жанру вполне сохранена. Возможно, к моменту подготовки этого диска в лексикон коллектива уже вошло понятие "радиохит" - и под этот термин явно подпадают, помимо "Шелкопряда", включенного в альбом по этой же причине, композиции "Формалин", "Взрывная волна", "Будь моим смыслом", "Карусель" и "Русская рулетка". И, как мы убедились по песне, написанной от лица червячка, тексты группы, в которых находится место и женских штучкам, и жестким парадоксам, достойны внимательнейшего изучения. Пусть познание их содержания часто вступает в противоречие с элегической расслабленностью формы, не ленитесь, вслушивайтесь, копайте, копайтесь. Будет интересно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia