АНТОН "БОТАНИК" ЧЕРНИН - "ДРУГАЯ ИСТОРИЯ"****
Это продолжение книги "Наша музыка", основанной на программе "Летопись" "Нашего радио". Название издания может показаться странным тем, кто совсем не в теме, - однако оно намекает на финальную фразу каждого выпуска: "Но все это уже совсем другая история". Сценарист передачи Антон "Ботаник" Чернин включил во второй том еще 16 пластинок русского рока, и, к радости читателей, на сей раз удалось почти обойтись без историй, многократно описанных в "100 магнитоальбомах" и прочих монографиях. Здесь есть главы про "Арию", "Ва-банкъ", "Ногу свело"... При всей ущербности того подхода, когда биография группы выглядит движением от одного диска к другому, ничего лучшего пока придумать не удается. Попробуйте, например, попросить Армена Григоряна вспомнить 1987-й — для него это будет год, когда записывалась "Кома", и уже на этот факт нанижутся другие воспоминания. Именно так построены и "Наша музыка", и "Другая история": выход альбома как такового является лишь отправной точкой для сообщения слушателям, а теперь уже читателям массу интересных фактов — с экскурсами в историю страны, с какими-то фишками, не относящимися к подготовке конкретной пластинки. Тут, конечно, есть пара глав, в которых подробно говорится о записываемых песнях и равнодушно — об атмосфере вокруг. Таков раздел про Tequilajazzz, например, и его я порекомендую только фанатам этого коллектива. А те главы, в которых интересные люди творят в интересной обстановке, нужно читать всем — хотя бы для того, чтобы сравнить воспоминания рокеров с собственными впечатлениями о тех временах или узнать неизвестные подробности жизни и творчества музыкантов. Поскольку книга в общем-то построена на их прямой речи (авторские ремарки лишь направляют повествование в нужное русло и служат подводками к очередным монологам), серьезную долю информации можно считать эксклюзивной. Особенно захватывающим чтение становится, когда один и тот же факт товарищи по рок-группе интерпретируют совершенно различно.
Нужно отметить и пару недостатков издания. Автор с таким пиететом относится к породившей "Нашу музыку" и "Другую историю" радиопрограмме, что порой не учитывает, что книга и радио — это все-таки разные жанры. В "Летописи" рассказы о песнях иллюстрировались самими песнями. В книге такой возможности нет, зато есть многочисленные фотографии. Увы, они иллюстрациями не стали, потому что большинство из них никак не соотносятся с самим повествованием. Скажем, текст рассказывает об альбоме "Арии" "С кем ты?", а на фото Виталий Дубинин, не игравший в то время в группе. Картинки использованы в основном формально, видимо, какие были в архиве "Нашего радио", те и поставили. Конечно, подбор старых фотографий потребовал бы куда более кропотливых усилий, но здорово украсил бы издание. Второй спорный момент — неправленая прямая речь. Приемлемые на слух обороты вроде "Я помню, что когда был год, наверно, 1991-й, что ли, нет, 1993-й, по-моему, что-то гуляли мы, куда-то нас позвал приятель, в какой-то ресторан, пошли, что-то выпили" в книге очень режут глаз. Возможно, они призваны символизировать живость общения — но мне они в первую очередь говорят об отсутствии вдумчивой редакторской работе, которая позволила бы и живой стиль сохранить, и избавить читателя от спотыкания на этих словах-паразитах. Просто хочется взять и самому всЈ отредактировать. Автор вроде бы готовит третий том, так что обращайся, Антон, договоримся.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia