ЛЕОНИД АГУТИН: "Я ЗНАЮ — НАСТУПИТ МОМЕНТ, КОГДА Я ПРОСТО УПАДУ"
"Ну, давайте вспомним 92-й год, если вы его помните. Я пришел из армии в 88-м. В новую совершенно страну, в кооперативную такую. Я не очень соображал, чем мне заниматься, в результате все-таки решил записывать песни. Потому что и в институте, и везде мне говорили, что вроде как получается сочинять такие песни, которые запоминаются. Я выбросил весь свой пафос — с моим джазовым образованием, со всеми моими книгами прочитанными — и занялся изучением песенной культуры. Попросил у друзей записи ABBA и Boney M — просто освежить в памяти, как вообще это делается: куплет, припев, бридж… Красуюсь, конечно, — не до такой степени не понимал, что такое песня. И тем не менее. Я занялся поп-музыкой. Занялся нарочито… Так вот: 92-й год. Что к 92-му году я из себя представлял? Я уже начал отращивать волосы, но что такое кондиционер для волос, еще не знал. Первые фирменные джинсы "Райфл" в Сочи тогда себе купил. В них же потом, кстати, снимался для первой обложки. В 92-м году я впервые поехал в круиз. На котором работал совершенно бесплатно — только ради того, чтобы 20 дней поездить по Средиземному морю. Тогда я впервые оказался в Италии, в Испании, в Греции. У меня было 500 долларов, которые я занял у приятеля, я купил первую гитару акустическую. И на этом деньги кончились. Пришлось зарабатывать музыкой, прямо там же, на пароходе. "Вам концерт в каюте не нужен?" — примерно вот так. За 100 долларов, за 200. Надо же было что-то кушать... Потом был конкурс в Ялте. Перед которым я достал где-то подкладочный материал для брюк. Сшил рубашку какую-то, красную с черным, в квадратик — что вполне, мне казалось, по-испански. Из соседнего дома портниха мне ее раскроила: помню, лег на расстеленную ткань, а она по мне рисовала эскиз. И я точно придумал, что буду босиком. Чтобы создалось ощущение, что на сцене, как на пляже. Площадка открытая, думал я, будет здорово. Ну, попал в точку…"
(О СЕБЕ КАК О "БОСОНОГОМ МАЛЬЧИКЕ")
"Моя музыка сейчас очень слилась со мной. А тогда все существовало как бы по отдельности. То, что я для себя ковырял какие-то блюзы, — это было мое. А жизнь "босоногого мальчика" — нечто совершенно другое. Я просто влез в шкуру этого действительно более симпатичного человека. Я с удовольствием сосуществовал с ним. И постепенно-постепенно "босоногий мальчик" стал сочетаться со мной, постепенно он перерос в меня настоящего".
(ЧТО ПРИШЛОСЬ ПОМЕНЯТЬ В СЕБЕ РАДИ СЦЕНЫ)
"Конечно, пришлось поломать себя немного. Я не очень люблю большие скопления людей, большие площадки. Все эти выступления в "Олимпийском" давались мне просто адскими мучениями. Да, я жаждал страстно, чтобы мои песни узнали миллионы. Но как выйти к этим миллионам? Как выдержать вот это: "Леня, я люблю тебя!"? Скажем так, на втором году такого бешеного взрыва популярности у меня была жуткая депрессия. Еле-еле отец меня оттуда вытащил... Я не понимал, что мне делать со своим статусом и каким мне теперь быть человеком. Потому что все, с кем я стал общаться, судили обо мне не потому, какой я есть на самом деле, а по тому, какие правильные шаги я делаю… Вот как ты разговариваешь? Вот ты где-то скапризничал, потому что тебе не понравилось то, что вокруг тебя происходит. И ты скапризничал не там, где надо. А где надо, наоборот, проявил мягкость, хотя должен был скапризничать. Потому что ты не умеешь быть звездой… Я как раз не хотел на эту тему размышлять. Но вокруг меня постоянно была атмосфера не того, что, дескать: Ленчик, молодец, это большая удача. А была какая-то дурацкая атмосфера непонятных, ненужных мне съемок, каких-то обязаловок, бартерных сделок "ты мне, я тебе". Для этой компании нужно выступить обязательно, здесь поменьше, здесь побольше, здесь это, здесь то… Ребята, занимайтесь этим сами! Вот можно кто-то будет у меня продюсером, директором. Пусть сколько хотят зарабатывают, только увольте меня от всего этого. Пожалуйста!.."
(О ПЕРВЫХ ГОДАХ НА СЦЕНЕ)
"92-й был замечательный год. Начиная с 94-го года, я пережил, наверное, лет пять страшной жизни, адской. Нет, я был счастлив, что песни выстреливают, что они нравятся. Все остальное стало настоящей мукой… Тридцать—сорок концертов в месяц. Никто тебя не уважает. Ты уже звезда, ты собираешь людей. Но все хотят на тебе только заработать. Тебя селят в какую-то дыру, в какую-то вонючую гостиницу. А ты звезда уже вроде. Динамики рваные на сцене, аппарат плохой, барабаны шатаются, падают. С собой ты свой аппарат еще возить не можешь. Не возьмешь же свой поезд, свой самолет, свой автобус — нет этого у тебя. У тебя и квартиры-то еще нет, ты живешь в съемной однокомнатной. Ты еще не заработал. Но ты уже звезда! Тебя обманывают вечно, платят 20 процентов, 10 процентов того, что на самом деле стоишь… Такая история. Киев. Сольный концерт. 4 тысячи человек в зале "Украина". В три часа ты прилетаешь, в пять часов — в городе, в семь — концерт. Ты выходишь на сцену. И понимаешь, что стоят две колонки, и больше нет ничего. А сейчас придут четыре тысячи людей. И с пеной у рта твой оператор бегает, орет на всех. Но бесполезно, ему говорят: нету, нету, не заказали. Ты хватаешь за грудки организатора, тот в недоумении: "А откуда мне взять, Леонид? Если вы стоите 30 тысяч". "Как! — кричишь ты. — Не 30, а 3!" И что получается: один сверху "пятерочку" накинул, кто в Киеве заказал — еще "пятерочку", в Москве еще "десяточку". И еще на месте кто-то немножко прихватил. То есть все заработали. А четыре тысячи человек придут, заплатив нормальные деньги за билеты, и будут смотреть, как ты позоришься..."
(ОТ ЧЕГО МОЖЕТ НАЧАТЬ КРИЧАТЬ)
"Крик — в основном это по профессии, какие-то гастрольные неразберихи. Не люблю хитрость, помноженную на глупость. Точнее сказать, хитрожопость, помноженную на глупость. Когда человек постоянно пытается тебя перехитрить. При этом он настолько глуп, что ты видишь каждый его шаг. От этого всегда неприятно и противно… Иногда, бывает, что устаю очень сильно. Не люблю все эти самолеты, переезды, не люблю, когда много людей. И я очень, очень часто себя уговариваю, провожу с собой беседы такие: "Леня, не делай этого никогда, не будь злым. У людей не так уж много радостей. Зачем ты еще будешь портить им настроение?" Но иногда такое со мной случается. Не со зла, конечно, просто от несдержанности".
(ЗА ЧТО ЕМУ БЫВАЕТ СТЫДНО)
"Ну, несколько раз орал на стюардесс. Или когда "бился" с милиционером в Минеральных Водах. Нам не разрешили пиво пить на лужайке, и мы долго "бились" с одним бедным сержантом. Который потом привез три "уазика" с автоматчиками. Показал нам, что такое милиция в Минеральных Водах. Так бы мы там и остались, конечно, если бы у них начальник не оказался пограничником. Закончилось все это братанием. В общем — история классическая… Иногда бывают такие ситуации, что вдруг — душно, жарко, невыносимо плохо, все неправильно. Перепутаны места, нет еды, нет воды. Ты уставший как собака, у тебя уже третий перелет за день. А к тебе еще и обращаются нехорошо. И я знаю этот взгляд жены, когда она смотрит на бедного стюарда и понимает: ну все, сейчас начнется. Она хватает меня за руку. Но уже поздно. У меня открывается варежка, и начинается… Но не страшно, когда просто поругаешься. Страшно, когда у тебя хватает еще терпения просчитать ситуацию, математически разложить в голове и доказать человеку, что он не прав — во всех подробностях. Чтобы ему еще и стыдно было…"
(СОВПАДАЮТ ЛИ ЕГО ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ)
"Сложно сказать. Вообще это смешно, кстати. По складу с воему я не особенно холерик. А работа требует энергичности. Гыть-гыть — нужно влететь и порвать зал. Хочется это, грубо говоря, раз в неделю. А порой я должен это делать каждый день. Допустим, два дня назад концерт был в Москве. На следующий день — в Тбилиси. Сейчас полечу в Сочи. Потом в Одессу, в Волгоград. А между этими днями я должен буду успевать каждый день ездить на студию. Каждый день, каждый день… И вот в каком-то городе у меня будет настроение. А в каком-то — я это знаю — наступит момент, когда я просто упаду. Примерно даже знаю, в каком".
(ОБ ИДЕАЛЕ)
"Идиллической картинки нет и быть не может. Я занимаюсь тем, чем мне хочется, тем, что люблю. Но за удовольствия надо платить. Скажем, к примеру, много есть боксеров, которые любят не бить, а получать по голове? Так что — ничего не поделаешь, издержки профессии. Если сегодня концерт, нужно: встать рано, выйти из любимого дома. Что уже большая несправедливость. Нужно долететь. Нужно вовремя заказать еду. Хорошо, если она будет нормальная, чтобы: а) тебя не отравили и б) не испортили настроение. Нужно поехать на саунд-чек, посмотреть, чтобы звук был хороший. Чтобы там тоже не испортили настроение. Потом нужно немножко отдохнуть. Выйти на сцену. И чтобы публика оказалась твоя. И в этот момент наступает кайф. Но это в лучшем случае. А как могло быть? Самолет задержали на три часа. Ты, никакой уже, приезжаешь на площадку, а там аппарата нет или его не успели поставить. А публика уже возмущена. Да и не особо она твоя, эта публика. Завод заказал концерт, и люди пришли потому что… Да просто потому что пришли — какой бы артист ни приехал, они все равно бы пришли. И нужно доказывать им свое право на существование. А доказывать не на чем, потому что аппарата нет. И тебе приносят замыленную нарезку колбасную — ужасную, вонючую — и говорят: "Леонид, попейте пока чаю с колбаской". А я ее не ем. А мне жарко. А здесь нет кондиционера. А я устал после перелета. "А у вас нет хотя бы вентилятора? А то тут окна закупорены, и там дохлые мухи между стекол". И вот ты сидишь и ждешь. И в это время к тебе заходит какая-нибудь администраторша клуба, с большой прической, и говорит: "Леонид, в конце концов сколько можно! Когда вы будете начинать?!" И тут на тебя накатывает: "Послушайте, вы!.." На самом-то деле она ни в чем не виновата. Но это ты потом уже понимаешь".
("Московский комсомолец", 15.07.08)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)