Михаил Житняков, новый солист «Арии»: «Для меня вокалист – это, в первую очередь, тот человек, который поет, а не шоумен»
(КАК УЧИЛСЯ ПЕТЬ)
«Я действительно не заканчивал никакого музыкального учебного заведения, но я всегда тяготел к музыке. Причем, сначала я мечтал научиться играть на гитаре и достаточно быстро овладел инструментом, чтобы аккомпанировать самому себе. Уже потом мне все больше хотелось стать вокалистом. Мои ориентиры с возрастом и по мере прослушивания музыки постоянно дополнялись. Первым вокалистом, который произвел на меня незабываемое впечатление, стал Валерий Кипелов, благодаря которому я вообще стал слушать тяжелую музыку. На первом же рок-концерте, который я посетил, было совместное выступление «Арии» с Удо Диркшнайдером в Москве. Я очень рад, что там еще выступали немцы, потому что, помимо своей любимой группы, я увидел и понял, что такая жесткая музыка, как у U.D.O., может быть настолько благозвучной и качественной. Позже, когда я больше стал слушать рок-музыку, я открывал для себя многих хороших вокалистов, таких, как К.Майне, Д.Ковердейл, Й.Ланде и др., но голос Валерия Кипелова настолько прочно сидел в моей голове, что даже когда я исполнял совершенно другую музыку, мне нередко говорили: «Что-то как-то на Кипелова похоже!» Мне это ужасно льстило, у меня было ощущение, что я двигаюсь в правильном направлении.
Однако нехватка музыкального образования меня всегда несколько ограничивала. Дело в том, что в рамках концертной программы с «Гран-Куражъ» появлялись достаточно долгие сеты длиной до двух часов. Здесь уже нужно было подумывать и о ресурсе голоса. Поэтому я всегда с большим энтузиазмом прислушивался к советам тех авторитетных людей, которые встречались на моем творческом пути».
(ОБ УЧИТЕЛЯХ)
«Одним из первых людей, кто мне стал что-то советовать, стал Дмитрий Борисенков («Черный обелиск»), который принимал активное участие в записи нашего альбома и записи «Опрокинутости». Так как сотрудничество с Маргаритой Пушкиной было не разовым, последовал еще сингл «Цветок Майорана», который тоже было предложено спеть мне. Во время записи продюсером и звукорежиссером выступал всем известный Сергей Терентьев. Он тоже дал мне очень много нужной информации, которой я постарался воспользоваться. Все дело закончилось тем, что желание овладеть правильной техникой вокала не давало мне покоя, и я пошел на курсы к достаточно известному музыкальному педагогу Екатерине Белобровой. Она воспитала достаточно серьезных вокалистов – таких, как Максим Самосват (экс-«Эпидемия»), Дария Ставрович («Слот»), Евгений Егоров (занял место Максима в «Эпидемии») и др. Ее школа уже дала определенные результаты, но считаю, что сейчас я еще нахожусь в стадии познания. Работа еще не закончена, по возможности, я продолжаю заниматься у Екатерины Юрьевны».
(ОБ ОПЕКЕ СО СТОРОНЫ ВИТАЛИЯ ДУБИНИНА)
«После того, как мне поступило предложение поработать в группе «Ария», я сразу рассказал об отсутствии у меня какого-либо музыкального образования, но полностью был открыт для этого. Дело в том, что в свое время, общаясь с одним авторитетным в музыке человеком, я узнал о том, что надо быть осторожным при выборе вокального педагога, потому что многие из них могут попросту штамповать какой-то типовой голос, который звучит у них в голове, но не учитывать вокальной индивидуальности. Тебя загоняют в определенные рамки и делают одним из многих. Вот это предостережение в огромной степени все эти годы меня сдерживало. Но после разговора с Виталием Дубининым, который сам, как известно, имеет вокальное образование, я однозначно решил идти к педагогу. Пообщавшись с педагогом, я понял, что работы впереди еще много. Немало таких нюансов, на которые я раньше не обращал никакого внимания. Работа продолжается. Надеюсь, рано или поздно это приведет к какому-то абсолютному результату. Также во время записи альбома Виталий показал себя превосходным вокальным продюсером с хорошим видением материала, который умеет найти нужные слова и объяснить - где и как нужно спеть. Мне очень понравился результат, надеюсь, слушателям тоже».
(О ЗАПИСИ «АРИЙСКОГО» АЛЬБОМА)
«Сразу могу сказать, что это было очень непросто. Я очень благодарен всем участникам коллектива, которые создали весьма непринужденную дружескую обстановку. Но, учитывая высокий профессиональный уровень группы, требования к записи вокала были предельно жесткими. Даже имея какой-то студийный опыт, я открыл для себя достаточно много нюансов, разбираться в которых помогали все без исключения музыканты – и, в первую очередь, Виталий Дубинин. С каждым разом от песни к песне мы все быстрее понимали друг друга. Думаю, что мне удалось сделать то, что хотел услышать Виталий. Надеюсь, что определенный уровень нам удастся продемонстрировать».
(ОБ АРТУРЕ БЕРКУТЕ)
«Артур Беркут, безусловно, талантливый профессиональный вокалист, обладающий очень ярким узнаваемым тембром. Таких вокалистов у нас единицы! Мне очень нравится его творчество, связанное, в первую очередь, с группой «Автограф». Его голос прекрасно гармонировал с той музыкой, которая звучала в этом коллективе! Альбом «Арии» «Крещение огнем» хорошо продемонстрировал, что Артур может менять манеру исполнения под материал группы. Такие песни, как «Колизей» или «Палач», безусловно, являются хитами. Другое дело, что если сравнивать для меня «Арию» и «Автограф», то именно в «Автографе» Беркут был на 100% в своей стихии. Его профессионализм не вызывает вопросов. Ему пришлось непросто в далеком 2002 году, так как для многих «Ария» отождествлялась в первую очередь с Валерием Кипеловым, который обладает несколько другой манерой исполнения и тесситурой (я сейчас не говорю об их вокальных диапазонах, ведь Артур тоже достаточно высоко пел в «Автографе»). Учитывая это, как мне кажется, песни периода Кипелова Беркуту оказались не самыми удобными для исполнения. Хотя я присутствовал на концертах «Арии» с вокалом Артура и уходил с них достаточно впечатленным. Артур отлично справлялся».
(О ШОУМЕНСТВЕ)
«Помимо вокальных данных, Артур, безусловно, обладает талантами неординарного фронтмена. Он умеет привлекать и держать внимание зала. Зная это, я отлично понимаю, что передо мной стоит очень сложная задача. В любом случае, вокалист идет немного впереди и является лицом группы. Так что мне предстоит еще большая работа. До гастрольного тура еще остается немного времени, и на ближайших репетициях мы, безусловно, будем работать над этим. Надеюсь мне удастся создать свой образ, так как и Артур, и Валерий в своем роде неповторимы. Попытка их копировать была бы очень неправильной затеей. Хотя все-таки особое внимание я пока буду уделять все же вокалу. Для меня вокалист – это, в первую очередь, тот человек, который поет, а уже потом это лицедей, актер и т.д.»
(О ПРЕДЛОЖЕНИИ ВОЙТИ В СОСТАВ «АРИИ»)
«Я был в шоке! К тому же я ничего не знал о взаимоотношениях в группе и о том, как там развиваются события. «Ария» всегда для меня была чем-то недостижимым. Приблизиться на такую дистанцию, чтобы понять, что это за люди, было для меня просто нереальным. Когда поступило приглашение, я опешил и, честно говоря, не был готов к такому повороту и ответить сразу не смог. Естественно, я какое-то время думал. Плюс ко всему я понимал, что работа в группе «Ария» полностью перевернет мою жизнь. Ведь на тот момент музыка являлась для меня чем-то вроде хобби. Группа «Гран-Куражъ» была для нас всех любимым занятием, которое не приносило существенного дохода. Я понимал, что в дальнейшем мне придется решать вопросы с моей основной работой, которая сейчас приносит достаточно стабильный доход, и меня, по большому счету, устраивает. Терзания, конечно, были. Но согласился, так как понимал, что такое предложение, возможно, бывает только раз в жизни. В то же время, мои сомнения были связаны еще и с тем, что я боялся не оправдать то доверие музыкантов, которое они мне оказывали. Все-таки «Ария» - это группа с большой историей и традициями. Всем известно, что три поколения людей приходят на ее концерты. Все это надо мной довлело. Все «арийцы» и, в частности Виталий Дубинин, мне очень помогли в принятии окончательного решения».
(КАК УДАЛОСЬ НЕ ПРОБОЛТАТЬСЯ О НОВОМ СТАТУСЕ)
«Приходилось быть дипломатом. Я активно пользуюсь интернетом, а вся шумиха, в первую очередь, развернулась именно там. У меня есть аккаунты в социальных сетях, поэтому я не нашел ничего лучшего, как вывесить там объявления: «Слухи о своем возможном переходе в «Арию» я не комментирую». Но это вызвало дополнительный интерес. Даже те люди, которые могли бы и не подумать, что это могу быть я, поневоле задумались. На самом деле, это было написано не случайно. Прежде чем я разместил этот статус, мне действительно посыпались вопросы, которые задавались в лоб. Я лукавил, как только мог, ведь друзьям врать нельзя. Старался уходить от прямых ответов и задавал встречные вопросы типа: «Ребята, ну вы что, все сговорились там?». На многих это действовало отпугивающе, я с облегчением выдыхал, потому что мне не приходилось говорить в открытую «нет». Но были и такие, которые оказывались настойчивыми в своих вопросах. Думаю, они со временем поймут, что, в конце концов, это была не моя тайна. Также озвучить свой новый статус было бы некрасиво по отношению к Артуру. Группа «Ария» сознательно не стала объявлять до времени о новом вокалисте, я считаю, что это был правильный и этичный поступок. Но «Ария» настолько является предметом всеобщего внимания, что люди пустились во все тяжкие. Таких бурных обсуждений на интернет-порталах я просто еще не видел. В свободное время мне, конечно, интересно посмотреть, что пишут люди. Конечно, я не ожидал, что будет такой ажиотаж по поводу имени вокалиста. Люди какими-то логическими умозаключениями фактически вывели меня в число основных претендентов. Когда имя объявят, для многих это будет уже не откровением (смеется)».
(km.ru, 16.09.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)