«Дискотека Авария» - «Недетское время» ****
«Дискотека Авария». Релиз диска состоялся в сентябре.
Тяжеловесы отечественного дэнс-попа выпускают номерные альбомы нечасто (в последнее время получается где-то раз в пять лет), но стараются сделать так, чтобы эти пластинки становились событиями даже в нынешнюю неальбомную эпоху. Вряд ли «Недетское время» повторит судьбу «Маньяков», которых «Дискотека Авария» выжала полностью, расхитовав каждый из записанных на нем треков. Новый альбом, как часто бывает с новыми альбомами, на первый взгляд не производит сногсшибательного впечатления, не содержит каких-то сенсационных новинок и видимых проявлений гениальности трио. Однако стоит приглядеться-прислушаться – и выяснится, что хитрецы из «Аварии» снова всё просчитали, постарались угодить разным аудиториям и сохранили отличную музыкальную форму. А если каким-то песням вы пока почему-то не хотите подпевать – так это только до первых недель радиоротаций; в целом «Недетское время» подтверждает уровень «Дискотеки», у которой даже проходная вещь при минимальных промо-манипуляциях превращается в хит.
Впрочем, необходимости в манипуляциях пока нет, хитов и так хватает. Бессмысленная танцевалка «Арам Зам Зам» второй сезон покоряет отдыхающих или хотя бы мечтающих о турецких пляжах. Ее подпирают «Нано-техно» и «Диско 10-х», в которых «аварийцы» скрещивают танцы и тренды – в текстах вроде как высмеиваются «нанотехнологические» штампы и модернизация одряхлевших стилей. А тем, у кого талантливость двух последних песен вызывает сомнения, «Дискотека» ответила заглавной композицией: детские голоса, в чьих устах выражение «клеить модели» пока воспринимается в первоначальном авиамодельном смысле, мечтают о взрослой жизни, заставляя при внимательном знакомстве с текстом ужаснуться их представлениям о том, что нужно делать, когда подрастешь. «Авария» проявляет здесь фирменный цинизм, творческую наглость (выпустить хит с детским вокалом – это, знаете ли, шаг) и хитмейкерскую хватку: от того, что самые трогательные моменты пропевают высокие голоса юных певцов, песня только выигрывает. Кстати, пока не исчерпан и потенциал трека «Лето всегда» в качестве летнего хита.
«Дискотека Авария» все чаще пытается совместить танцевальную легкомысленность с некой социальной насыщенностью в текстах – на новом альбоме это удается с переменным успехом. «Ноги» (которые «разводятся, как мосты») и «Золото» (о культе денег) не выглядят очень убедительными высказываниями за жизнь и свидетельствуют скорее не об искреннем интересе к тематике, а о желании застолбить за собой и этот участок. А вот записанный с Батиштой «Лабиринт» получился более веским: это мрачный электро-рэп о нашем оцифрованном времени.
Не приходится сомневаться в счастливой судьбе композиций «Прогноз погоды» и «Вечер». Первая – лирический дуэт с Кристиной Орбакайте, подчеркивающая высокий эстрадно-мелодический потенциал автора песен «Аварии» Алексея Рыжова; если бы не заставляющее выдерживать обязательную танцевальную квоту слово «Дискотека» в названии, группа явно добилась бы большего успеха в сочинении поп-баллад. Ну а в «Вечере» команда талантливо поигралась с ВИА-эстетикой – получилась столь блестящая стилизация, что ее можно было бы без опасений провала внедрить на какой-нибудь ранний миньон группы «Цветы» из 70-х. Однако с той же безбашенностью «Дискотека Авария» превращает «молитву в фарс», перепевая «арийскую» «Волю и разум» (не иначе, из уважения к кумирам детства): ни слова, ни ноты не изменено, только аранжировка и вокал – при этом жизнеутверждающей гимн стал совершенно клоунским.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia