Анита Цой – «Твоя_А» ***
«Монолит». Релиз диска состоялся в сентябре.
Успех Аниты Цой в шоу-бизнесовых кулуарах было принято связывать с должностью ее мужа, много лет служившего пресс-секретарем мэра Лужкова. Соответственно, никого не удивляли шоу певицы в лучших московских залах, массированная реклама ее проектов и участие в днях города и «новогодних огоньках» ТВЦ. Год назад, после увольнения Юрия Михайловича «знатокам» казалось, что певицу Цой ждет если не опала, то небытие. К тому же мэрию вслед за шефом покинул Сергей Цой, занявший другую должность – тоже солидную, но крайне далекую от шоу-бизнеса. «Знатоки» ошиблись: спустя год город Москва опять заклеен рекламой нового грандиозного шоу Аниты Цой, ее клипы не сходят с телеэкранов, а новая пластинка выпущена с таким полиграфическим размахом, что напоминает альбомы по искусству. На диске ничто не напоминает о недавних коллизиях с мэром и мужем – напротив, Анита тщательно дистанцируется от всей этой истории, снабжая доверчивых слушателей абстрактными ремарками: «Этот альбом – честная история. История моей жизни и любви за последние четыре года. В нем всё: боль и радость, поражения и победы, потери и большое желание быть счастливой. Порой мне было страшно петь, произносить эти слова… Но я поняла, что бояться чувств не надо. Это моя жизнь, моя история». Такое представление альбома мало соответствует образу почтенной жены чиновника и матери почти взрослого сына, и желтая пресса уже должна рыть землю в поисках молодых любовников Аниты Цой. Мы же вспомним о законах жанра. 90% поп-песен повествуют о любви, чаще всего несчастной. Наличие супругов и бойфрендов не мешает поп-звездам ежевечерне скорбеть на сцене о своем разбитом сердце и признаваться в несчастной любви. В новой программе Аниты Цой эта тема тоже превалирует – вот и пришлось слегка неловко подводить под это дело теоретическую базу. При этом, покопавшись на диске и посмотрев на приложенном DVD мини-фильм о съемках клипа «Твоя_А», пытливый зритель найдет признание Аниты, что она женщина замужняя, а объятия с юношей перед камерой – для нее чисто актерская задача.
Абстрагируясь от личной жизни певицы, заметим, что Анита всегда обладала трудоголизмом и атомной пробивной силой – и когда торговала пуховиками в «Лужниках», и когда знакомила страну со своим песенным творчеством. Многое было против нее – экзотическая внешность, возраст, необычный голос, отсутствие хитового репертуара. Эти недостатки Анита сумела обратить в достоинства: к внешности привыкли, низкий вокал стал «фишкой», а физическая форма артистки пока позволяет сниматься в сексуальных клипах, не давая повода вспоминать о ее возрасте. Но проблемы с репертуаром никуда не пропали. В «Твоей_А» г-жа Цой очень постаралась их разрешить. Она наступила на горло своей сонграйтерской песне и пригласила других композиторов – в основном молодых-талантливых. Она изменила стиль, практически убрав из него восточные интонации – теперь Анита исполняет европоп с лирическим уклоном. Все это хорошо записано, красиво издано и будет очень эффектно представлено на концерте в Кремле 30 сентября. Однако песни по-прежнему, хоть убей, не запоминаются, даже те, которые обзавелись ремиксами и видеоклипами, - «Разбитая любовь» и «Твоя_А» авторства Ислама Рахимжанова. Их, даже несмотря на телеэфиры, вряд ли запоют в караоке. Некоторые шансы были бы у «Тишины», но на нее ставку, похоже, не делают, а лаунжевое инструментальное «Интро» вообще из другой оперы. Так что вызывающий уважение трудоголизм Аниты Цой все же отдает сизифовым трудом. Впрочем, ни минуты не сомневаюсь, что она собьет и этот барьер, если правильно сформулирует задачу: найти такую песню, которой весь народ будет подпевать, особенно старательно воспроизводя нетипичные анитины низы.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia