Бьянка – «Наше поколение» ***
Gala Records. Релиз диска состоялся в сентябре.
Яна Липницкая, более известная как Бьянка, неплохо поет, у нее явно есть чувство юмора и креативность. Почему же эти качества пока не помогли ей стать звездой первого эшелона? Возможно, потому, что ей до сих пор не удавалось придумать себе такой имидж, которому поверила бы публика. Бьянка метила в «русские Бейонсе» - но чтобы выглядеть убедительно в этом амплуа, ей не хватило естественности и пластичности: получилась средней руки калька, если не пародия. С заявленным ею жанром «русский народный арэнби» тоже всё сложилось небезоблачно. На уровне замысла скрещение рашн-поп-фолка и америкэн-поп-соула смотрелось где-то даже заманчиво, но для воплощения Бьянке элементарно не хватило сочинительского таланта. Народ кисло поухмылялся и подпевать «русскому арэнби» по большому счету не стал. Два первых альбома не покатили ни в качестве прикола – недостаточно «ржачно», - ни как крепкая поп-работа – не хватило хитов.
Перед третьим «заходом на цель» Яна тщательно подкорректировала свою стилистику. Прежде всего она нарисовала себе портрет собственной целевой аудитории, и за пределами полотна остались гламурные фифы, наклеивающие на одежду стразики перед походом на арэнби-вечеринку. В поисках самых благодарных слушательниц Бьянка остановилась на провинциальных девицах, которые в боевой раскраске стоят вечерами у подъездов, курят и на русском устном обсуждают местные новости и пацанов. Альбом «Наше поколение» открывается песней «Сучка-подруга», которая начинается с ругательств в адрес заглавного персонажа. В этой тираде я даже не все слова понял, зато сразу явственно представил и этих подруг, и этот подъезд, где они выясняют свои отношения: «Я ее задушу одной правой, расцарапаю лицо и буду правой. И ваще ты меня давно уже достала. У тебя есть целлюлит, ты думала, я не знала?» В подъезде нет ни домофона, ни кодового замка, да и вообще входная дверь держится на честном слове; внутри невообразимый запах; дом желтый, обшарпанный, скорее всего, трехэтажный, с балконами, из которых часть кустарным образом застеклена, а остальные завалены хламом так, что некуда наступить; из окон высовываются бабки, на незастекленном балконе курит синеватый мужик в майке-алкоголичке. «Взрослые» по праздникам выпивают под «Золотое кольцо» (по будням - под «Радио России»), а молодежи после смерти Юрия Хоя-Клинских слушать особо нечего: ну, рэперы, но у них всё так безысходно... Вот Бьянка и поспешила на помощь, скреативив на этот раз арэнби не вполне русский, но более чем народный, добавив речитативов, смоделировав лексику и вжившись в проблемы «замкадного» юношества.
Лучше всего получилась лексика: оправившись от первого шока, ваш рецензент отметил точное попадание во все эти гундосые «а чё» и «офигел ваще», а также несколько талантливых текстовых провокаций (см. «Картавый трек», «Про лето-2», «Матня», «Президент», «Сольфеджио»). С проблематикой сложнее: приверженность Бьянки к урбан-культуре с ее зацикленностью на саморекламе не позволяет ей по-настоящему интересоваться молодежными проблемами маленьких городов. Посмотрим потом по чартам продаж, но мне не кажется, что провинциальная аудитория признает певицу своей в доску, несмотря на все старания. Грубоватый новый имидж неплохо придуман, но на альбоме не везде выглядит естественным, не говоря уже о том, что певица не до конца придерживается этой линии: лирические дуэты с Сацурой и Дино МС47 и отчаянный любовный рэп «Без сомнения» выдают в Бьянке столичную штучку, закосившую под разбитную колхозницу.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia