Иосиф Кобзон: «Изменять можно - предавать нельзя»
(О НАФТАЛИНЕ)
«Однажды не совсем добрые журналисты написали в своей газете об участниках концерта, посвященного Дню Победы, где я тоже пел песни ретро, песни войны: «Собрался один нафталин». Я тут же ответил: «Я не отказываюсь от этой привилегии, я действительно себя считаю нафталином. Кто-то же должен с молью бороться». Вот и мы боремся...»
(ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ РАНЬШЕ УЙТИ СО СЦЕНЫ)
«Я единственный раз собирался, когда мне исполнилось 60 лет. Думал: сейчас я покажу моим друзьям-коллегам, как надо уходить. В хорошей форме, все - нормальный, востребованный. Не получилось уйти. Отнюдь не меркантильные цели довлели над моим продолжением. А остался тогда просто потому, что трудно без наркотика. Сцена - это наркотик. Вот как-то, проснувшись, думаешь: «Господи, неужели больше я никогда не выйду на сцену? Неужели я уже никому не нужен? Ведь еще хотят слышать мои песни, еще мне аплодируют. Почему я ушел?» Композитор позвонил: «Прими участие в моем вечере». Пожалуйста. Коллега, Лева Лещенко: «У меня юбилей. Я тебя жду». Конечно, и пошло-поехало... Хотя и отказался от запланированных гастрольных маршрутов. И не только потому, что мне было неловко перед журналистами, которым я обещал покинуть сцену. А потому что востребованность жанра в 90-е годы пропала. Все пропало! <…> . Была еще одна причина - почему я не ушел тогда, 15 лет назад. Когда мне было плохо, когда происходили какие-то серьезные проблемные вещи, я с нетерпением ждал выхода на сцену. Потому что я знал, что это мой эликсир хорошего настроения и всего-всего. Эта энергетика зала и мое внутреннее состояние, и мое отношение к залу, и моя отдача - они моментально меняют мое состояние и мое настроение.
И сейчас я хочу уйти не потому, что я кокетничаю или пиарюсь. Не поэтому. А просто потому, что, честно говоря, я прекрасно понимаю… Я привык быть первым и сильным во всем. И чувствую, что сейчас у меня таких возможностей нет».
(О ДИАГНОЗЕ)
«Знаете, когда я впервые услышал диагноз, хотите верьте, хотите нет, у меня ни истерики, ни испуга не было. Я только был очень взволнован тем, как я это сообщу Неле. Я очень боялся ее реакции. Я очень боялся ее так сильно огорчить. Но она все понимает, она читает мои мысли. Вот почему я, общаясь с вами, оставил при себе мобильный телефон? Потому что Куколка (так Кобзон называет свою жену. – Прим. ред.) должна была позвонить. Я ждал ее звонка, и она позвонила. Знаете, бывает так, что я хочу ей позвонить, и в это время раздается ее звонок. Телепатия.
И когда мне сказали, что у меня онкология, - а я дружил с этим институтом, я дружил с Блохиным Николаем Николаевичем, это был мой подшефный коллектив, я туда приезжал с концертами (и сейчас приезжаю). И когда мне сообщили о том, что у меня онкология, что у меня рак, - не было у меня паники. У меня было только такое состояние: «Господи, как это Неле сказать, чтобы ее не испугать, не очень сильно огорчить»... Я пришел, она смотрит на меня: «Что случилось, на тебе лица нет?» Я говорю: «Все нормально». – «Скажи мне, что случилось». Я говорю: «Ничего не случилось». – «Я же чувствую, что что-то случилось». Я говорю: «Куколка, у меня рак». Я подумал, что она засмеется, подумает, что я шучу. А если воспримет серьезно, то будет в полуобморочном состоянии. Что-то же должно было произойти после того, как я сообщил ей об этом. А она в темпе, как будто мы с ней репетировали этот эпизод, когда я ей говорю: «Куколка, у меня рак», - отвечает: «Ну что, будем лечиться, ты не волнуйся, все будет в порядке». И с той минуты по сей день она все время рядом. Все самые трудные дни, когда я в коме находился, когда меня оперировали... Она всегда рядом».
(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ ВЕЛИКИМ)
«Считайте, на здоровье. А я - нет. Когда я слышу такие лестные отзывы о себе, особенно этим шалят на банкетах, на юбилеях, на праздниках, - неповторимый, великий, - ничего ни уму, ни сердцу это не дает. Я не вытягиваю шею и не расплываюсь в довольной улыбке. Спасибо большое за доброе отношение, но зачем уж так высокопарно? Я никогда не считал себя даже первым. Хотя по этому поводу есть замечательный анекдот. Был такой гениальный скрипач Исаак Стерн. И когда он приехал в Москву, ваш брат журналист его интервьюировал и задал ему вопрос: «Господин Стерн, в рейтинге скрипачей каким вы себя считаете?» Он говорит: «Вторым». – «Да что вы, вы же гениальный скрипач, весь мир преклоняется перед вами». Он говорит: «Ну и что, а я себя считаю вторым». – «А кто же тогда первый?» Он говорит: «Первых много».
Есть в искусстве, в культуре люди, о которых можно говорить, что они великие: Пушкин, Шаляпин, Есенин, Лихачев, Уланова... Да много имен. И назвали их великими уже после того, как они ушли».
(О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ)
«От жены я уходить не собираюсь. Если только она уйдет. Честно говоря, я не ханжа, все в этой жизни было. Но я, действительно, осуждаю тех моих приятелей, знакомых, тех людей, которые ради увлечения нашими молодыми особами бросают свои семьи и своих жен, с которыми прожили десятки лет. Это ужасно. Когда говорят: «Нельзя это осуждать, это судьба...» Да не судьба это! Пожалуйста, тебе никто не мешает, если ты увлекся и тебе ответили взаимностью… Если кто-то тебе ответил взаимностью, сделай так, чтобы не было больно твоей семье, твоей жене. И занимайся своими амурными делами. Но оставлять семью, бросать семью – это не годится».
(МОЖНО ЛИ ИЗМЕНЯТЬ)
«Не надо меня ловить по-журналистски на слове. Что значит женам можно изменять? Предавать нельзя. Изменять можно. Что значит изменять? Флиртовать, увлекаться. И женам это тоже можно, если есть у нее такая необходимость. А почему нет? Нормально абсолютно. Но нужно делать так, чтобы не было больно второй стороне, жене или мужу. Потому что жизнь есть жизнь. А как не флиртовать или не увлекаться моряку, который по полгода находится в плавании, бывает в портовых городах? Как артисту, который 7-8 месяцев в году находится на гастролях - как быть ему? И вдруг появляются люди, которые его увлекают собой. А жена в это время содержит дом, семью, детей...»
(МНОГО ЛИ «ФЛИРТОВАЛ» САМ)
«Много. Я не считал, много или мало. Но у меня мысли никогда не было: «Мне так нравится эта женщина». Никогда в жизни! Я всегда знал, что Неля, дети, дом – это крепость, это навсегда. Неле однажды взяли и меня продали... Сказали, что у твоего был роман на стороне. Она говорит: «Ничего страшного, подумаешь, высморкался лишний раз».
(СТРОГАЯ ЛИ У НЕГО ЖЕНА)
«Ну, как... Если я что-то такое неправильно сделал - она, если узнает, ответит мне в десятикратном размере. Скажем, мне нельзя пить по состоянию здоровья. А иной раз хочется – настроение отвратительное, что-то произошло, не дай бог, и так далее. И рука тянется к рюмке. Неля просто предупреждает: «Увижу, почувствую, что ты выпил, - отвечу в десятикратном размере. Понял?» Я говорю: «Понял». Я подумал: ну, глупости говорит. И однажды в поезде позволил себе. У нас был долгий переезд. И пока она вышла в соседнее купе (мы с коллективом ехали), я из бутылки налил себе коньячку и выпил. И она это обнаружила. Говорит: «Я тебя предупреждала». Я говорю: «Прекрати, в конце концов, я 50 грамм выпил, ничего страшного». Она говорит: «Хорошо». Я вышел в соседнее купе поиграть в нарды. Когда я вернулся, бутылка была пустой, Неля ее всю выпила. Никогда не забуду ее фразу. У нас Андрюшка, сын, был маленький, мы ездили на гастроли, я брал с собой очаровательную женщину Лидию Яковлевну, тещу Роберта Рождественского. И вот мы в купе вместе ехали: Неля, я и Лидия Яковлевна. Я захожу, а Лидия Яковлевна ее приводит в чувство. Неля выпила почти бутылку коньяка! Конечно, она моментально опьянела. Я говорю: «Куколка, что с тобой, очнись, приди в себя». Она говорит: «Я умираю, а, умирая, прошу тебя только об одном – спаси нашего сыночка».
(О ТАТУИРОВКАХ)
«У меня этих наколок было много... Я их сделал в 13 лет. Мы с мамой жили в Днепропетровске. А мой дядя - в селе, в Кировоградской области. И меня мама отправляла туда на лето. Мы там ходили на речку ловить рыбу с пацанами. И они говорили: «Понятно, этот еврей из города побоится колоться». Ну, а я не побоялся. Короче говоря, за один день меня всего искололи... Знаете, как раньше кололись? Три иголки... Впрочем, о технологии не будем. У меня температура - 40. В общем, еле меня спасли тетка с дядей.
И когда я приехал домой, я долго не снимал соколку. Это такая безрукавка. И левую руку все время прятал.
Вот здесь, на пальцах, инициалы были мои. Вот здесь были инициалы моих ближайших дружбанов, Володи и Лени. И еще на одном пальце было кольцо. Вот здесь, на плече - «Не забуду мать родную». И вот однажды мама все-таки обнаружила у меня наколки. И сразу пошел веник в ход. Она меня обычно лупила веником. Обычный, которым убирают пол. Она берет - и рукояткой веника меня. Потом, когда я приехал в Москву, когда стал выходить на сцену, то было неловко, что на пальцах - наколки. Но я левую руку так держал, чтобы не было видно. Но неудобно же. И я пошел в институт красоты в Сокольниках. И свел все наколки на пальцах. И «Не забуду мать родную» тоже. Потому что я устал от любопытных глаз. Когда отдыхал в Сочи, Ялте и появлялся на пляже, все бегали смотреть на блатного Кобзона.
И вот я прихожу домой (а мама жила у меня), разделся, душ принял. Короче говоря, вышел оголенный. И вдруг мама увидела, что нет наколки «Не забуду мать родную». И она говорит: «Ну что, сынок, разлюбил маму?» Я говорю: «Ты же меня била из-за этой надписи». Она говорит: «Почему ты эту свел, а эту – нет?» Я говорю: «Мама, ну нельзя, люди смеются».
(«Комсомольская правда», 08.03.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)