Свимон Джангулашвили: «Мы можем исправить испорченное политиками и президентами в дипломатии»
Уникальный концерт прошел 14 января 2014 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки — на IV Рождественском фестивале духовной музыки впервые выступил Патриарший хор Свято-Троицкого Кафедрального Собора из Тбилиси. Несмотря на политические сложности, духовные связи России и Грузии продолжают крепнуть. О шедевре мировой полифонии, патриархах двух государств и урегулировании политических конфликтов руководитель Патриаршего хора — доктор искусствоведения Свимон Джангулашвили рассказал корреспонденту InterMedia Анне Ефановой.
— Традиция грузинского многоголосия считается древнейшей. Как давно она возникла?
- Первые дошедшие до нас сведения относятся к XI веку. В труде философа и богослова проторенессанса Иоанна Петрици описана природа Троицы в терминах гармонии и мелодики трех голосов.
— Полифоническое мышление — признак национальной идентичности грузин. Скажите, новое песнопение лучше разучивать втроем или по–одному?
- У нас нет строгих правил: каждое песнопение мы разучиваем по-своему. Обычно музыканты легче воспринимают нотный текст и одноголосие, а любители — многоголосие со слуха и без нот.
— В грузинских хорах чаще всего поют мужчины. Женщины не способны воспроизвести тонкости вокала?
- Дело в другом. Грузинская традиция совместного музицирования фамильная и бытует внутри семей: исполняемый нами репертуар очень древний. Мы соблюдаем традиции пения и по возможности стараемся их не нарушать.
— Между церковными хорами существует жесткая конкуренция?
- С одной стороны — да, потому что Грузия маленькая страна и все хоры конкурируют между собой в исполнительстве. С другой же — нет: слушателей в Грузии мало. А те, кто есть, предпочитают слушать все существующие хоры.
— Вы боретесь за аутентичность исполнения в Патриаршем хоре?
- Нет. Я считаю, что мы должны сохранить и передать следующим поколениям вокальную культуру пения в целом. Сама грузинская музыка настолько совершенна, что ее просто нужно исполнить на высоко духовном уровне. Слушатель должен получить эстетическое наслаждение, а мы — направить все свои помыслы, чтобы они могли достичь в процессе прослушивания самых благостепенных чувств.
— Обычно те, кто не могут петь в хоре, танцуют или играют на музыкальных инструментах. Вы используете эту практику или даете возможность интонировать абсолютно всем?
- Для меня существует два критерия при отборе — будущие хористы должны иметь хорошие голоса и высокую культуру исполнения. К счастью, в нашем хоре 50 человек, среди которых музыканты консерватории или певцы из фольклорных ансамблей. Поэтому проблемы танцев и инструментального исполнительства вместо пения у нас не стоит.
— Как думаете, почему фольклористы приходят в церковь?
- Возможно, потому что для грузин полифоническое пение — не только музыкальное самовыражение, а воспроизведение любви к Богу и близким людям. Есть старая поговорка: «Если ты не любишь ближнего, ты не сможешь с ним вместе петь в трех голосах», — так и получается в нашей жизни. Мы ищем возвышенные категории в мире и передаем их через то, что поем.
— В типе многоголосия церковная музыка связана с народной. А в способе исполнения: Вам также мешают концерты, как народным певцам?
- В Грузии нет исполнителей, которые бы не любили публичные выступления. Во времена царской России и военного коммунизма служение церковной музыке считалось частью национального движения и сцена воспринималась как место, где певцы вопрошали, а слушатели воспринимали народные идеалы.
Что касается нашего хора, то за столом мы не обращаем внимание на исполнительские детали и поем более свободно. На концертах мы сосредоточенны — стараемся точно воспроизвести трехголосную фактуру, поэтому пение не всегда выходит таким, как в кругу семьи, за столом.
— В советское время грузинам запрещалось петь церковные песнопения.
- Советское правительство долгое время поощряло написание и исполнение только массовой коммунистической музыки. Возрождение церковной традиции произошло через народную традицию усилиями Католикоса-Патриарха Илии II. Именно по его инициативе и благословению началась активная работа по сбору исторического и этнографического материала грузинской полифонии.
— Вы входите в состав благотворительного фонда «Грузинское церковное песнопение». Какие проекты фонд запланировал в этом году?
- Вместе с Национальным Центром фольклора Грузии мы хотим помочь тем коллективам, которые исполняют церковные и народные произведения на высоком профессиональном уровне. Также мы собираемся издать антологию грузинской церковной музыки, в которую войдет более 7 тыс. песнопений. Реализация этого проекта будет осуществляться в течение ряда лет.
— Среди участников Патриаршего хора — люди разных политических взглядов. У вас не возникает размолвок на этой почве??
- Они практически отсутствуют, потому что у каждого грузина, несмотря на европеизированность взглядов, присутствует большой сегмент восточной традиционности. Многие из нас имеют свои взгляды на мир, не живут по законам церкви, но относятся с благоговением к патриарху и церковным традициям. Это заложено на генетическом уровне и продолжает передаваться из века в век.
— Собор Святой Троицы всячески поддерживал Михаил Саакашвили. Как складывается Ваше творческое общение с Георгием Маргвелашвили?
- Наш новый президент и правительство более расположены к церкви — пока в наших отношениях царит гармония.
— Российско-грузинские дипломатические отношения расценивают как сложные. Почему на духовном уровне наших государств существует взаимная симпатия?
- Духовность несет в себе любовь, которую невозможно победить. Она возвышает нас над мирским и временным.
— Ваш хор не смог дать концерта на московском Рождественском фестивале духовной музыки прежде.
- Мы не хотели приезжать, потому что считали несправедливой оккупацию российскими войсками принадлежавших Грузии территорий Абхазии и Южной Осетии. Ни один грузин не может россиянам этого простить.
— Как разрешились споры?
- Наше правительство взяло более дипломатически умеренный курс в отношении России. Мы поняли, что можем исправить испорченное политиками и президентами в дипломатии. Согласитесь, что воевать нашим государствам — сфера фантастики. Нам лучше искать категории, в которых возможно решение общих проблем.
— Урегулировать ситуацию помог прошлогодний визит патриарха–католикоса Илии II и Патриаршего хора в столицу?
- Да. Я считаю, что он помог улучшить политические отношения между Россией и Грузией. Приезд части хора в прошлом году на III Рождественский фестиваль духовной музыки стал актом открытости, готовности к музицированию и служению прекрасному.
— Возможен ответный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Грузию?
- Да, конечно. И это должно случиться. Мы будем очень рады, если он приедет. «Разногласия между Россией и Грузией временны», – это мнение нашего патриарха и многих грузин.
Егор Крид споёт на стадионах Москвы и Петербурга
Егор Крид в 2025 году даст два концерта на самых крупных стадионах Москвы и Санкт-Петербурга. Выступления пройдут соответственно на БСА «Лужники» 30 августа и на «Газпром-арене» 10 ноября. Ранее в этом году Крид впервые в карьере анонсировал концерт на стадионе «ВТБ Арена», вместимостью 40 тысяч человек и распродал туда все билеты.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера альбома «Меньше, чем три», с материалом которого Егор Крид выступит на стадионных концертах, состоялась 22 ноября 2024 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Телеканал MusicBox отпраздновал своё 20-летие на «Реальной премии MusicBox»
Телеканал MusicBox отпраздновал своё 20-летие возрождением престижной премии MusicBox. 21 ноября 2024 года в московском клубе Atmosphere состоялся яркий музыкальный праздник, собравший звёзд российского шоу-бизнеса. По традиции «Реальная премия MusicBox» открылась красной дорожкой, по которой прошлись и дали интервью яркие звёзды шоу-бизнеса, партнёры и друзья MusicBox: Николай Басков, Михаил Шуфутинский, Ольга Бузова, Люся Чеботина, Александр Буйнов и многие другие.
Церемония награждения началась поистине феерично: генеральный директор MusicBox Наталья Палинова в роли дирижёра и необыкновенный торт в форме куба под музыкальное поздравление Николая Баскова. Наталья Палинова, генеральный директор телеканалов Russian MusicBox и MusicBox Gold, отметила огромное значение возрождения «Реальной премии MusicBox» для телеканалов MusicBox, отмечающих своё двадцатилетие в этом году:
- Российский музыкальный бренд MusicBox — один из самых узнаваемых и любимых в России и за её пределами. «Реальная премия MusicBox» подчёркивает значимость и вклад профессионалов музыкальной индустрии, особенно тех, кто активно способствует развитию этой сферы. Наша цель — открывать новые имена, представлять лучшие клипы и дарить зрителям радость, вдохновляя их любовью к отечественной музыке.
На сцену в этот вечер выходии как легенды, так и новые кумиры, чьи хиты завоевали сердца миллионов: Александр Буйнов, Амирчик, Николай Басков, Серега, 5sta Family, Bearwolf, Ани Лорак, Люся Чеботина, Зара, Анита Цой, Blizkey, Lizwi, Kevin McCoy, Loc Dog, Татьяна Куртукова, Стас Костюшкин, Ольга Бузова, Михаил Шуфутинский, Денис Клявер, Александр Еловских, Terry, Burito, Марина Бриз, Катя Лель, Группа Ё, ЭЛиПС, Goroda, Anastasia Stone, Diva Verona, Brandone Stone, Тайпан, Sandra Top, Дмитрий Колдун, Ульянка Кузнецова.
Продюсер лейбла «Криол Продакшн» - победителя в номинации «Взлёт года» - Кристина Оленникова поделилась впечатлениями о своём участии в премии:
- Это наше первое появление на премии, и мы безгранично рады этому событию. Для нашей компании Kriol Production большая честь получить статуэтку «Реальной премии MusicBox»».
Кристина Оленникова также отметила потрясающую атмосферу вечера, превосходное освещение и звук, а также количество приглашённых звёзд». Для каждого артиста были подготовлены уникальные номера с особым освещением и хореографией. Постановку и съёмку осуществила режиссёр Ирина Миронова.
Телезрители канала Russian MusicBox, который транслируется на всю Россию, в новогоднюю ночь смогут увидеть как саму церемонию награждения, так и телевизионную версию красной дорожки.
Ссылка на фото: https://disk.yandex.ru/d/s9_rPLNmoBGKKw
«Тайм-Аут» написал бодрую «Жанну» после просмотра сериалов о маньяках
Премьера сингла группы «Тайм-Аут» «Жанна» состоялась 25 ноября 2024 года. Впервые эту песню группа исполнила на фестивале «Легенда русского рока» в ДК имени Горбунова 31 августа 2024 года.
- Музыкальные критики поперхнулись бананом, когда услышали новый сингл мотологического ансамбля, - написали музыканты в соцсетях. - Песня написана Александром Минаевым после просмотра нескольких подряд сериалов о маньяках и получилась она в лучших традициях ансамбля «Тайм-Аут».
"ИнтерМедиа" напоминает, что премьера новой песни «Тайм-Аута» «Так хочется лета» состоялась 5 сентября 2024 года.