В Большом театре начались премьерные показы оперы Бриттена «Билли Бадд»
Большой театр вновь обратился к музыке английского классика XX века Бенджамина Бриттена. Более полувека назад (в 1964 году) на исторической сцене произвёл фурор другой спектакль на музыку этого композитора — «Сон в летнюю ночь». Теперь, совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой (в Берлине), ГАБТ обращается к «Билли Бадду» на Новой сцене. Премьерные показы начались 25 ноября и продолжатся 27 и 29 ноября, 1 декабря 2016 года.
– Я абсолютно убежден: чем разнообразнее будет репертуар Большого театра, тем лучше будет во всех отношениях, — рассказал генеральный директор ГАБТа Владимир Урин до премьеры. — Нельзя существовать в XXI веке в замкнутом пространстве. Конечно, мы должны делать свой театр. Безусловно. Но, вместе с тем, необходимо существовать в общем мировом контексте. «Билли Бадд» — один из кирпичиков этого общего пространства мировой оперы, – заключил руководитель Большого театра.
По словам главного дирижёра и музыкального руководителя ГАБТа Тугана Сохиева, причин для выбора в качестве постановки именно «Билли Бадда» было несколько:
– Здесь мощная музыка, серьёзный сюжет, настоящий глубокий психологический театр у Бенджамина Бриттена. Это не такая опера, как «Травиата», здесь зрителя ждут другие переживания. Ну и, кроме того, особенность этой оперы в том, что в ней заняты только мужские голоса, – отметил музыкант до первого показа копродукции.
17 сольных партий, 60 человек — в хоре, 10 — в мимансе и 10 мальчиков. Около 100 мужчин оказывается на сцене. Работа над спектаклем началась летом. Оркестр освоил партитуру за четыре недели. По мнению британского дирижёра-постановщика Уильяма Лейси, каждый «влюбился в музыку Бриттена по-новому», хотя эта любовь им порой давалась непросто.
– На первой репетиции мне показалась непривычной акустика, но со временем я, конечно, приспособился и сейчас всё хорошо, – говорит Гидон Сакс (исполнитель партии Джона Клэггарта).
– Вы знаете, поначалу препятствовал свет. [Художник по свету — Адам Силвермен. - Прим. InterMedia]. У меня были небольшие блики в глазах, когда он внезапно включался. От этого возникал дискомфорт, хотя сейчас ничего подобного нет. Наверное, я привык. Всё дело в музыке Бриттена: она замечательная. И мне очень нравятся костюмы: в них легко и удобно.[Художник по костюмам — Констанс Хоффман. — Прим. InterMedia], – размышляет Даррен Джефри (исполнитель партии Мистера Флинта).
– Впервые мне пришлось делать акробатические трюки, которые вы увидите в первом акте этой постановки, то есть с помощью миманса я стою на плечах у людей, они меня крутят в воздухе, – признался исполнитель партии Билли Бадда Юрий Самойлов, дебютирующий в роли и впервые выступающий в Большом. (Режиссёр по пластике — Максин Брэм). – Потом у нас есть сцена драки, которая была поставлена с помощью наших инструкторов по сценическому бою. Я уже много сделал постановок, но вот такого активного именно физически персонажа мне ещё не приходилось исполнять, – рассказывает «главный персонаж» оперы Бриттена, работающий, по словам английских специалистов, «с особым усердием» на репетициях (по его собственному выражению, «до синяков на всём теле»). [Режиссёр сценического боя — Джессика Джексон-Смит. - Прим. InterMedia].
Для новой жизни спектакля американский режиссёр Дэвид Олден внёс «тысячи маленьких изменений». Чтобы все декорации вошли в ГАБТ (сценограф — Пол Стейнберг), например, потребовался специальный проём в стене. Чтобы английский язык вокалистов зазвучал убедительно (главный хормейстер — Валерий Борисов), понадобилось вызвать команду коучей и пианистов из Англии.
– Тема оперы «Билли Бадд» неоднозначна, а потому её загадочность и мистичность меняются от места, где она исполняется. Это вневременная история. И я представляю её не так себе, как задумывал Бенджамин Бриттен, – подчёркивает режиссёр. – Вы увидите современный мир, в котором, как мне показалось, даже больше Достоевского, чем Мелвилла [литературный первоисточник оперы — незавершенная повесть американского писателя Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос». – Прим. InterMedia]. Моя цель, чтобы люди внутри себя прочувствовали действия героев, а не я объяснил всё за них. Мне кажется, что через большое эмоциональное переживание зрительный зал может достичь катарсиса, посмотрев сочинение о сложной человеческой природе, – считает Дэвид Олден.
Иначе думает исполнитель партии Эдварда Фэйрфакса Вира Джон Дашак:
– Мне кажется, что, конечно, счастливого конца никакого быть не может. И единственная надежда на спасение заключена в последних словах Билли Бадда, когда он говорит: «Да хранит Бог капитана Вира!» («Starry Vere, God bless you!»).
– В любом случае, действия капитана можно понять. Он должен был выполнять свой долг, а Билли Бадда должны были казнить по законам военного времени, – говорит дирижёр Уильям Лейси после генеральной репетиции оперы 23 ноября. – Зачем это нужно? Хотя бы для того, чтобы капитан Вир впоследствии обернулся назад и переоценил содеянное: с моральной точки зрения это был неверный и несправедливый поступок. Это моё мнение.
Публика Большого театра примет единственно верное решение о финале оперы и новой постановке до наступления зимы. Повторно спектакль покажут через три месяца: 24, 26, 28 февраля и 2 марта 2017 года. Первая копродукция ГАБТа с Английской национальной оперой — «Роделинда» Георга Фридриха Генделя в режиссуре Ричарда Джонса и Донна Стиррапа заявлена в шести номинациях на «Золотую маску» по итогам прошлого театрального сезона. Следующей оперной премьерой на Театральной площади станет «Идиот» Мечислава Вайнберга в постановке Евгения Арье (12 февраля 2017 года, Новая сцена).
Анна Ефанова, InterMedia
Найк Борзов и Тринадцать карат разделили «Белую ночь» для «VK под шубой 3»
Премьера песни Найка Борзова и Тринадцать карат «Белая ночь» состоялась 13 декабря 2024 года. Запись была сделана для музыкального шоу «VK под шубой 3». Оригинальная версия «Белой ночи» входит в одноименный альбом группы «Форум» 1987 года.
- Мы искали среди треков 70-х, 80-х и 90-х — прошерстили все песни с холодной тематикой, - говорит Найк Борзов. - Но нам постоянно что-то не нравилось — что-то не отражалось во мне, что-то в Саше. Я посмотрел старый клип группы «Форум», показал Саше, и он быстро сделал аранжировку, а я забавные бэки с проигрышем — так и пошло-поехало! Все срослось.
Александр Ясюкевич (Тринадцать карат) признался, что при записи песни тандем во многом отталкивался от тембра голоса вокалиста «Форума» Виктора Салтыкова:
- Причем только когда мы начали работать, я понял, насколько круто она сделана музыкально. В то время не было возможностей по обработке звука, а тембр Виктора Салтыкова — это просто гениально. Я, когда слушал отдельно голос, искренне наслаждался.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, премьера совместного сингла Евы Польны и Басты (Василий Вакуленко) «Зима в сердце» состоялась 6 декабря 2024 года. Обновленная версия хита группы «Гости из будущего» будет включена в новогоднее музыкальное шоу «VK под шубой 3».
«Мандрагора» Юлии Пересильд выпустила дебютный сингл
Группа Юлии Пересильд «Мандрагора» 13 декабря 2024 года выпустила дебютный новогодний сингл «Ёлки зелёные». Команда выступает уже более полугода, но до этого все композиции можно было услышать только живьём. В основу первой записанной песни легло стихотворение 1960-х годов поэтессы Риммы Казаковой. Идея мелодической линии и аранжировки принадлежит Владимиру Корниенко, известному по работе с группам и «Ундервуд», «Моя Мишель», Найком Борзовым и многими другими, и продюсеру коллектива Александру Юрасову. Запись сингла проходила на студии Игоря Матвиенко.
- Песня «Ёлки зелёные» для меня, как для актрисы, – большое поле смыслов и подтекстов, – рассказывает Юлия Пересильд. – Она, несомненно, и про «ёлочки», и про нас с вами. Про что-то, что родом из детства. Про тепло земли, про воспоминания и любовь к тому месту, где мы выросли. Моё первое впечатление, когда я услышала песню, которая родилась у ребят, – есть, про что спеть этим удивительным текстом.
- Строчка «спасибо вам, ёлки зелёные» сама по себе красивая и всеобъемлющая, – говорит Владимир Корниенко. – Столько одновременно в ней смыслов, и такая она показалась музыкальная, что мелодия вокруг неё начала формироваться как будто сама собой. Есть стихи, от которых создаётся ощущение, что они были всегда, и они всегда были с мелодией. Я был очень удивлён, что, оказывается, на эти стихи до сих пор никто не написал песню. И буквально за один вечер мы с Сашей сделали полную аранжировку. Стилистически это немного ретро, при этом получилась очень русская песня. И, что очень важно, она подвижная и актуальная. Это не только ёлки зелёные, это и все вещи, которым такое выражение сопутствует, но которые мы, тем не менее, с этим самым восклицанием превозмогаем. Здорово, что выпадает случай иметь дело с поэзией, наполненной больше, чем одним смыслом, многомерной и при этом простой, легкодоступной, хлёсткой и благодаря этому запоминающейся.
Живая презентация сингла состоится в рамках большого сольного концерта коллектива 17 декабря в клубе «16 тонн».
Тейлор Свифт стала абсолютным победителем Billboard Music Awards
31-я церемония вручения Billboard Music Awards (BBMA) состоялась 12 декабря 2024 года. Триумфатором вечера стала Тейлор Свифт, получившая 10 наград, в том числе звание лучшего артиста года. Теперь она является абсолютным рекордсменом BBMA, собрав за всю свою карьеру 49 статуэток.
Пять наград получил кантри-музыкант Зак Брайан (который был лидером по числу номинаций в этом году), по четыре – Морган Уоллен, Shaboozey, Bad Bunny, Дрейк и Elevation Worship.
На церемонии выступили Linkin Park (которые удостоились двух призов – лучшая рок-группа и лучший хард-рок-исполнитель), Stray Kids, Coldplay, Seventeen и другие.