Рецензия на анимационный фильм «Лука»: Назови меня своей рыбой
Оценка: 7 из 10
Анимационный фильмPixar«Лука» выходит в российский прокат 17 июня 2021 года. Режиссёр: Энрико Касароса. В ролях: Джейкоб Тремблей, Майя Рудольф, Джек Дилан Грейзер, Джакомо Джианниотти и другие.
Ах, эта солнечная Италия! Ах, это беззаботная летняя пора! Ах, это тёплое море и эти милые монстры! Погодите, что? Да, в 24-м по счёту полнометражном фильме студии Pixar «Лука» есть всё это и даже немножечко больше. Сказочный мультфильм возвращает зрителей в детство, полное приключений с друзьями, удивительных открытий и поедания огромного количества пасты. Ведь события происходят ни где-нибудь, а в живописном приморском городке на итальянской Ривьере. Для года закрытых границ и неопределённых отпусков выход такого проекта на экраны – настоящий подарок и хороший способ помечтать с размахом.
Год примерно 1954-й, потому что то и дело каменные стены небольших рыболовных домиков украшают постеры «Дороги» Феллини и «Римских каникул» Уайлера, видимо, только добравшихся до итальянской провинции. Мальчик по имени Лука – прямое олицетворение трактовки своего библейского имени: такой же светлый и сияющий. Вот только родился он под водой, потому что монстр. Родители его с ранних лет пугают людьми (естественно, в их понимании «монстрами»), что на суше опасно и вообще лучше сиди, Лука, за своим рифом да живи своей обычной рыбьей жизнью. Но дети по своей натуре любознательные и не могут жить без приключений.
Приключения начинаются, как только Лука случайно знакомится с мальчиком постарше, Альберто. Тот показывает ему, что на суше ничуть не менее интересно (а, может, даже более), чем под водой. Кроме того, стоит двум монстрам обсохнуть, как их чешуя меняется на вполне себе человеческую кожу, отчего проблем с ассимиляцией быть вроде бы не должно. Хотя речь и поведение всё же выдают ребят, но списать это на простую чудаковатость получается с первого же взгляда. Когда парни знакомятся с бойкой Джулией, мечтающей победить в ежегодном триатлоне, который включает в себя заплыв, заезд на велосипеде и поедание пасты (Италия же!), все трое быстро находят общий язык. Вместе ребята решают исполнить свои мечты: Джулия - победить, а Лука с Альберто - выиграть столько денег, чтобы хватило на собственный мотороллер «Веспа».
Pixar выпускает третий оригинальный проект подряд, и если «Душа» от Пита Доктера ещё на старте казалась очередным потенциальным шедевром студии, то про «Вперёд» и «Луку» так сказать было нельзя. Во многом потому что режиссёрами этих лент выступали начинающие аниматоры, ещё не успевшие сделать себе имя. У итальянца по крови Энрико Касароса за плечами была лишь короткометражка «Луна», а теперь он выпускает полнометражный фильм, который, по его словам, очень личный и не лишён биографических ноток. Вряд ли Касароса на самом деле - морской монстр, но в то, что у него действительно были незабываемые летние каникулы на юге Италии, поверить можно запросто.
«Лука», пожалуй, претендует на звание одного из самых красивых мультфильмов последних лет – здесь нет прослеживающегося, например, в некоторых кадрах «В поисках Дори» фотореализма, лишь яркая импрессионистская анимация, напоминающая ручной рисунок студии Ghibli. И такое визуальное пиршество для глаз вполне успешно отводит взгляд от любых проблем, которые «Лука», к сожалению, имеет. Например, изображение жизни, которую Касароса не очень успешно пытается показать в каждом кадре своей картины, и в итоге получает её красивую имитацию.
Мы видим рыболовное лодочки, мирно сидящих у площади бабушек, пробегающего по улочкам кота – но всё это совершенно не имеет значения. Подводный мир плосок до невозможности, никаких деталей, бытовых особенностей или запоминающихся локаций там нет, поэтому морской дом Луки изображён условно – ровно так, чтобы ни мы, ни герой не стремился туда вернуться. Однако и человеческий мир оказывается на поверку не сильно более проработанным. Практически все диалоги здесь написаны без какой-либо оригинальности и остроумия, в итоге – разговоры поверхностные, шутки совершенно не смешные, а персонажам, чтобы хоть как-то запоминаться, приходится руководствоваться лишь собственным дизайном. Возможно, именно поэтому самым харизматичным и в то же время человечным получился однорукий отец Джулии.
Лука, как представитель подводного мира, подозрительно быстро соглашается «сдать» людям все секретные места, где водится рыба. Персонаж при этом позиционируется как максимально добрый, учтивый и вежливый. Отчего решение сценаристов ради шутки превратить его в предателя своего народа (а ведь в начальных сценах нам так усердно показывают, как Лука бережно заботится о рыбах) выглядит чрезмерно странно.
Ещё более странно то, как изображаются итальянцы. В частности, главный антагонист – манерный, заносчивый придурок Джакомо, который непонятно чем отталкивает сильнее – своими усиками или своей вопиющей банальностью как персонажа. Чтобы показать его «негодность», Касароса добавил сцены того, как Джакомо в припадках разочарования пинает еду. Вроде незначительная деталь, но для чистокровного итальянца такое отношение к еде недопустимо – это как плюнуть в душу. Да и вообще фильм бы только выиграл, если бы Касароса побольше и посочнее задержался на процессах приготовления и поедания пасты, а не мусолил бы одни и те же пафосные злодейские монологи, от которых уже всех воротит, как он несвежей рыбы. Именно бытовых деталей жизни приморской Италии очень не хватает, чтобы назвать «Луку» достаточно аутентичным проектом.
Pixar за годы своего существования приучил зрителя к определённому смысловому качеству. Их истории вроде бы всегда лёгкие и понятные для любых возрастов, но при этом – с глубоким смыслом и важным подтекстом. «Душа», к примеру, и вовсе критиковалась за то, что чересчур «взрослая». Для этих критиков, тем не менее, «Лука» станет настоящим подарком, потому что этот проект Pixar получился откровенно детским по своей наивности и прямолинейности. Само собой, тут поднимаются важные темы дружбы, самопожертвования, семьи и своего места в этом непомерном океане, именуемым жизнью. Но опять же – всё очень базисно.
«Веспа» используется как метафора не столько физической, сколько ментальной необременнёности и материалистического образа жизни, от которого персонаж с библейским именем просто обязан отказаться. Вообще библейский контекст оказался вполне уместен: как известно, евангелист Лука всегда описывался как человек науки, отчего неудивительно, что наш Лука тоже тяготеет к знаниям и видит в них верный способ избавиться от оков общественного предубеждения, вызванного фактом своего происхождения.
В целом же, «Лука» — это луч солнца в прямом и переносном смысле этого слова. Тёплое летнее приключение, озаряющее довольно мрачный в последние месяцы кинотеатральный прокат. Для студии Pixar – картина рядовая, для мировой анимации – ещё один однозначный триумф.
Вадим Богданов,InterMedia
Сегодня 50 лет Саре Полсон
17 декабря 2024 года, вторник.
28 лет фигуристке Елизавете Туктамышевой.
44 года оперной певице Динаре Алиевой.
46 лет участнику группы «Каста» Влади.
47 лет телеведущей Оксане Фёдоровой.
49 лет актрисе Милле Йовович.
50 лет Саре Полсон.
Сара Кэтрин Полсон родилась 17 декабря 1974 года в Тампе. Американская актриса и режиссёр. В 2016 году Сара Полсон исполнила роль прокурора Марши Кларк в сериале «Американская история преступлений». Это принесло ей премии «Эмми», «Золотой глобус», «Премию Гильдии киноактёров США», «Выбор телевизионных критиков» и «Премию Ассоциации телевизионных критиков». Она стала первой актрисой, выигравшей все пять высших телевизионных наград за один сезон.
50 лет актёру Джованни Рибизи.
51 год режиссёру и продюсеру Райану Джонсону.
56 лет телеведущей Светлане Бондарчук.
63 года актёру Дмитрию Поднозову.
65 лет композитору Юрию Эриконе.
68 лет режиссёру Питеру Фаррелли.
73 года актрисе Галине Коньшиной.
78 лет актёру Юджину Леви.
275 лет назад родился композитор Доменико Чимароза (1749-1801).
18 декабря.
«Уральские пельмени» покажут «Новогоднее» в КЗ «Москва».
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
23 года певице Билли Айлиш.
27 лет актёру Денису Власенко.
35 лет актрисе Эшли Бенсон.
36 лет стендап-комику Зоя Яровицыной.
37 лет певцу Ивану Чебанову.
40 лет дирижёру Филиппу Чижевскому.
44 года певице Кристине Агилере.
46 лет актрисе Кэти Холмс.
49 лет певице и композитору Сии.
51 год фигуристу Илье Авербуху.
56 лет актрисе Рэйчел Гриффитс.
61 год актёру Брэду Питту.
67 лет актёру Игорю Скляру.
70 лет назад родился актёр Рэй Лиотта (1954-2022).
78 лет режиссёру Стивену Спилбергу.
81 год гитаристу группы Rolling Stones Киту Ричардсу.
19 декабря.
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
27 лет актрисе и режиссёру Стасе Венковой.
41 год телепродюсеру Константину Обухову.
43 года актёру Сергею Фролову.
44 года актёру Джейку Джилленхолу.
49 лет лидеру группы «Уматурман» Владимиру Кристовскому.
52 года Евгении Дмитриевой.
52 года актрисе Алиссе Милано.
54 года актрисе Мадлен Джабраиловой.
55 лет актрисе Кристин Свэнсон.
61 год актёру Тилю Швайгеру.
80 лет актрисе Анастасии Вертинской.
20 лет назад умерла оперная певица Рената Тибальди (1922-2004).
30 лет назад умер певец Вадим Козин (1903-1994).
70 лет назад родился вокалист группы «Круиз» Александр Монин (1954-2010).
Третий сезон «Белого лотоса» выйдет в феврале
Первый тизер-трейлер и дату премьеры третьего сезона сериала «Белый лотоса» обнародовал 16 декабря 2024 года видеосервис HBO Max. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в новом сезоне сатирического телешоу режиссера и сценариста Майка Уайта исполнили Лесли Бибб, Кэрри Кун, Франческа Корни, Николас Дюверне, Арнас Федаравичиус, Кристиан Фридель, Уолтон Гоггинс, Дом Хетракул, Сара Кэтрин Хук, Джейсон Айзекс, Мишель Монахэн, Сэм Нивола, Моргана О'Рейли, Лек Патравади, Шалини Пейрис, Паркер Поузи, Патрик Шварценеггер, Тайме Таптимтонг, Эйми Лу Вуд, Джулиан Костов, Наташа Ротвелл (которая снималась в первом сезоне), а также участница группы Blackpink Лиса.
Почти всех их можно увидеть в ролике, который показывает, как очередная группа богачей приезжает в еще один отель люксовой сети «Белый лотос», на этот раз Таиланде, в надежде отдохнуть в этом райском местечке и решить свои старые проблемы. Но, как обычно, лишь сталкивается с новыми, а также с некими преступлениями.
Премьерный показ третьего сезона «Белого лотоса» стартует на Max 16 февраля.
Фильм-сказка «Баба Яга спасает Новый год» возглавил российский бокс-офис
Фильм «Баба Яга спасает Новый год» стал лидером российского проката по итогам уикенда 12-15 декабря 2024 года. Новогодняя сказка дебютировала в кинотеатрах с кассой в 163,4 миллиона рублей. На второй строчке остался «пиратский» релиз «Моаны», заработавший по данным «Бюллетеня кинопрокатчика» 79,4 миллиона (на 11,7% меньше, чем неделей ранее). На третью строчку опустились «Приключения Паддингтона 3» со сборами в 70,3 миллиона (что почти вполовину меньше, чем в предыдущий уикенд).
С четвертого места дебютировал российский мультфильм «Три кота. Зимние каникулы» (69,3 млн), четвертое заняла комедия «Звёзды в Сибири» (42,4 млн). На шестом и седьмом оказались еще две новогодние российские новинки – «Ёлки 11» (26,8 млн) и «Совсем ошалели» (23,5 млн).