Рецензия: плейлист «Музыка из сериала «Пищеблок»

2021, Яндекс.Музыка
Оценка: 8 из 10.
Тот, кто прочитал роман Алексея Иванова «Пищеблок», при просмотре одноимённого сериала вряд ли смог удержаться от произнесения канонической фразы: «Книга лучше!» В анекдоте дальше следовал уточняющий вопрос: «Какая?» - и ответ: «Любая», но уж к сериалу Святослава Подгаевского подобное уничижительное продолжение не относится. Книга Иванова была кладезем пионерского фольклора и историей взросления; создатели восьмисерийной экранизации многое опустили и немало добавили от себя, причём не всегда оправданно. Роман Иванова при чтении казался более чем кинематографичным, но в моём воображении кино выглядело совершенно иначе. Как бы то ни было, дословной экранизации никто не обещал, сериал и книга при всей идентичности фабулы – самостоятельные произведения. Приглашение в качестве режиссёра отечественного мастера хорроров Подгаевского говорит само за себя: очевидно, что перед ним ставились определённые задачи, которые он выполнил – а нагонять жути и создавать атмосферу саспенса режиссёр умеет отлично.
События, происходящие в «Пищеблоке», имеют чёткую временную привязку – 1980 год, июль, в Москве начинается летняя Олимпиада, а в пионерлагере «Буревестник» идёт «олимпийская смена»: вожатым и пионерам удаётся даже посмотреть по телевизору некоторые соревнования. При этом авторы сериала не зацикливаются на конкретной эпохе: если пионерский быт более-менее воссоздан, то в поведении детей никакой советской зажатости нет (а самыми послушными оказываются «пионеры-вампиры»). В реальном 1980-м одно только свободное перемещение по пионерлагерю было бы крайне затруднительным, а в «Пищеблоке» герои почти всё время слоняются где хотят. Поначалу это вызывает у зрителя некоторое удивление, однако справиться с ним помогает весьма затейливый подбор музыки. Саундтрек блистает отсутствием хронологической логики – и тем самым помогает понять, что, говоря о важном и главном, можно «подзабить» на то, что песня «Всё идёт по плану» еще не была написана в 1980-м. Но как без неё можно обойтись в конце седьмой серии, когда героев обуревают смятенные чувства? Эмоции персонажей сопровождаются музыкальными иллюстрациями – порой неочевидными, но неизменно точными и сильными. Чего стоит только сцена романтического объяснения, перед которой пионеры поют «Space Oddity». Конечно, имя Дэвида Боуи им тогда ничего не говорило, но это и не важно, если получилось мощно до мурашек.
При этом составители саундтрека не обошлись без песни «Кони привередливые» Владимира Высоцкого, умершего в том же июле 1980-го, а песня с говорящим названием «Let My Love Open The Door» взята с вышедшего тогда же сольного альбома Пита Тауншенда. «Шизгара» соседствует с «Там, где клён шумит», зачем-то звучит написанная на несколько лет позже песня «Зеро» советской синти-группы «Кофе», а красивая и тревожная «Toxic» от Young Isabella оказывается в саундтреке очень органичной, даже будучи сочинённой спустя 39 лет после событий сериала.
Алексей Мажаев, InterMedia
Национальная федерация музыкальной индустрии попросила Министерство культуры повысить ставки за «сиротскую» музыку

Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), объединяющая, по ее данным, почти 50% музыкального рынка России, попросила Министерство культуры пересмотреть предложенные ставки отчислений за использование так называемых сиротских произведений. Под этим термином понимаются произведения музыки, фотографий или книг, чей автор или правообладатель либо неизвестны, либо не выходят на связь. Соответствующее письмо НФМИ было направлено на имя министра культуры Ольги Любимовой, сообщает РБК.
Правила использования произведений неизвестных авторов были приняты летом 2024 года и вступили в силу в октябре. Предложившие новые нормы депутаты и сенаторы, среди которых были председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и думский депутат Павел Крашенинников, объяснили свою инициативу высоким уровнем развития цифровой среды: «Объекты в ней доступны, а отыскать их владельца зачастую очень сложно».
Теперь перед тем, как использовать «сиротскую» музыку, заинтересованное в этом лицо должно сначала попытаться установить правообладателя и выйти с ним на связь. Результаты этой проверки должны быть представлены в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами (ОКУП). В течение ближайшего года такой организацией выступает Российское авторское общество (РАО). Если произведение действительно признают «сиротским», на него может быть предоставлено право использования на условиях возмездной неисключительной лицензии. Плата за использование такой музыки должна зачисляться на номинальный счет, который ведет РАО. Сейчас происходит процесс разработки подзаконных актов, которые регламентируют работу по новым правилам.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям скептически оценил в декабре 2023 года предложения по поправкам законопроекта о «сиротских» произведениях. В январе 2025 года Министерство культуры предложило новый проект постановления правительства об утверждении правил расчета и ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений. Согласно документу, за разные формы использования таких произведений предлагается и разный порядок выплат. Например, размер вознаграждения за продажу отдельно взятых экземпляров будет определяться фиксированным разовым платежом. Его размер будет рассчитывать РАО, но он не должен быть ниже 2 тыс. руб. за каждое используемое произведение, умноженное на общее количество экземпляров, плюс дополнительные процентные отчисления от отпускной цены. Для литературных произведений, например, это будет 8%, для музыки — 9%, для фотографий — 10%.
Вопросы у представителей музыкальной индустрии вызвал пункт проекта, который определяет размер вознаграждения за «доведение произведений до всеобщего сведения». Чаще всего это публикация в интернете или на стриминговом сервисе, то есть один из наиболее распространенных способов монетизации композиций. Если будет возможно определить фактическое количество пользователей, послушавших ту или иную музыку, Минкультуры предлагает ввести динамическую шкалу платежей. За первые 300 тыс. прослушиваний этот платеж будет составлять 40 коп. за один раз (то есть максимум, по подсчетам РБК, 120 тыс. руб.), за последующие прослушивания сверх этой планки до 1,5 млн — 29 коп. (то есть максимально за эти прослушивания плюс 240 тыс. руб.), за 1,5–3 млн прослушиваний — 10 коп. и далее в сторону уменьшения ставки вплоть до 4 коп.
Сейчас к документу готовится заключение об оценке регулирующего воздействия. В ближайшее время он должен быть направлен в правительство.
Представленные ставки вознаграждения существенно и иногда в несколько раз «в худшую сторону» отличаются от рыночных расценок за дистрибуцию музыки в интернете, говорится в письме НФМИ в Минкультуры. Это, по мнению профильной ассоциации лейблов, может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей произведений, изначально признанных «сиротскими», а также наследников авторов и исполнителей. Причем сами ставки вознаграждений, как отмечается в письме, остаются коммерческой тайной правообладателей.
Кроме того, низкие ставки вызывают опасения, что у пользователей и организаций по коллективному управлению авторскими правами не будет мотива полноценно искать авторов произведений, предупреждают в НФМИ.
В качестве альтернативного варианта НФМИ предлагает сохранить ставку 40 коп. за первоначальные 300 тыс. прослушиваний. Но за все, что превышает этот показатель, ввести выплаты по 20–30 коп. за прослушивание.
«Гудтаймс» и Чача из «Наива» спели об усталости

Премьера сингла «Я устал» группы «Гудтаймс» состоялась 3 марта 2025 года. Цифровой релиз осуществил лейбл «Союз мьюзик». В записи принял участие лидер группы «Наива» Александр «Чача» Иванов. Новинка не имеет никакого отношения к одноименной песне «Наива» из альбома «Пост-алкогольные страхи» (1997).
- Это можно назвать продолжением старого хита «Пора смириться», записанного пять лет назад. Этакий такой старый «Гудтаймс». Некоторые люди жалуются, что ранние песни были намного лучше. Вот мы и подготовили возвращение в старую традиционную музыку, решив записать вторую песню с легендарным Чачей, - рассказал вокалист «Гудтаймс» Артём Шаров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что февральские концерты группы «Наив», которые были запланированы в Астане и Караганде, отменены.
Рецензия на сингл Эльвиры Т «Раунд»: Жена попалась строгая и авторитетная

2025, Elvira T, CPLUS.
Оценка: 5 из 10.
В январе Эльвира Т рассталась с мужем Александром Гречаником; брак не продержался и полутора лет. Развестись певица пыталась если не красиво, то хотя бы «по-человечески», но это не вышло: муж повёл себя как-то неправильно, поэтому о его худших качествах все подписчики Эли узнали из её «прямых репортажей» в соцсетях. Главная претензия – в том, что юноша оказался очень инфантильным и не желал взрослеть. Впрочем, об этом фолловеры знали и до расставания: артистка иронично называла мужа Сашулькой и давала понять, что все решения в этой паре принимала она (напомним, что первый хит юной Эльвиры назывался «Всё решено»). Да вспомнить хотя бы подготовку к свадьбе: Эльвира всё тщательно распланировала и устроила целое многодневное шоу для друзей и родственников, а роль жениха в разработке и осуществлении планов была весьма малозаметной.
Кстати, одновременно со свадьбой Эля и Саша выпустили довольно трогательный макси-сингл «Пара»: готовясь к свадебному торжеству, они не забывали и про творчество. Скандальный развод тоже вызвал у Эльвиры Т выразить накопившееся в песне. Она не только жаловалась на Александра в соцсетях, но и зарифмовала свои претензии и рассказала поклонникам, что написала «дисс на бывшего мужа». Потом, правда, она отметила, что это «не совсем дисс», потом решила его не выпускать, потом не утерпела и поделилась фрагментом, потом не удержалась и опубликовала полную версию. В принципе, всё, что есть в тексте, она уже рассказывала в блоге, но песня звучит жёстче и обиднее, тем более что все знают, кому она адресована. Эльвира Т ранит не только боксёрскими перчатками, в которых сфотографировалась для обложки, но и словом: «Я не смогу залечить твои детские травмы, их нужно проработать, чтоб быть со мной на равных», «ты сам меня втянул в эту любовь напоказ, теперь расхлебывай, мальчик, бульон из колких фраз», «Мне сразу показалось, что ты поверхностный, между нами пропасть, пугающая бездна, тебя восхищала моя глубина, я искала твою, но провалилась до дна», «Бог отвел, ты же мне вообще не нужен, страшно так и остаться чьим-то бывшим мужем». Мы не то чтобы встаём на сторону Гречаника, но вынуждены констатировать, что эмоции и злость в треке есть, а музыки нет.
Это, к слову, для «диссов» вообще характерно. Я как-то тоже написал дисс на одного музыканта, ныне покойного. Мы поругались в интернете (кажется, ещё в ЖЖ), и по дороге домой с работы я лихорадочно фигачил строфу за строфой прямо в метро (наверняка при этом выглядел, как сумасшедший). Результатом я тогда остался очень доволен, но сейчас из всего «произведении» мне нравится лишь пара строк. Эльвира Т, стараясь зарифмовать как можно больше хлёстких фраз, совсем не думала о мелодии – получился скорее речитатив, да и тот довольно нестройный. Уж не говорю о том, что испытания временем такие песни обычно не выдерживают: когда негодование уляжется, самой певице, возможно, станет неловко за этот выплеск. Хотя не исключено, что выход песни поможет ей закрыть тему и отпустить ситуацию.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»