Рецензия на фильм Уэса Андерсона «Французский вестник»: Картонная сказка о журналистском нейтралитете
Оценка: 6,5 из 10
В Каннах в рамках основного конкурса показали фильм «Французский вестник». Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». Режиссёр: Уэс Андерсон. В ролях: Тимоти Шаламе, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Френсис Макдорманд, Эдриан Броуди, Леа Сейду, Элизабет Мосс, Кристоф Вальц, Эдвард Нортон, Сирша Ронан и др.
«Французский вестник» Уэса Андерсона — ода журналистике как профессии, реквием по уходящему стандарту журналистской этики, но одновременно и революционный кураж, радость от трансформации сферы. Это и, как часто бывает у Андерсона, антропологическое наблюдение, изложенное в виде коллажа, состоящего из трёх новелл со строго симметричными и выверенными мизансценами (привычно пестрыми и — в дань Новой волне — черно-белыми), а ещё «некролога, гида и трех художественных статей». Все это, разумеется, за авторством самого режиссёра. Такое внимание к деталям, собирающимся в единую картинку, но тут же обратно рассыпающимся на составные элементы, режиссёру в целом свойственно. И вообще, во «Французском вестнике» не встречается ничего нового для Уэса Андерсона с точки зрения киноязыка.
Сокращённого названия «Французский вестник» недостаточно, чтоб передать многоуровневую призму, через которую нам подаётся это профессиональное поле: журналистика у Андерсона имеет прообразы, например, легендарный The New Yorker, а ещё адрес: Париж-Техас, точнее вымышленный Эннюи-сюр-Блязе, большая часть которого снята в застывшем во времени Ангулеме. В названии авторы фильма предупреждают: «Французский вестник» — не исконно французская газета, а всего лишь «Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». Оттого и Франция здесь игрушечная, ненастоящая, походящая скорее на то, как воспринимают Францию жители Техаса и других местечек Среднего Запада. Открыточный эффект усиливает Оуэн Уилсон, который в берете и на велосипеде проводит экспресс-экскурсию по Эннюи. Он приносит с собой весь антураж алленовской «Полночи в Париже» — фильма, который тоже не может похвастаться аутентичностью, но рождает мгновенную ассоциацию с архетипическим, никогда не существовавшим, но всем знакомым образом Парижа, где элегантны и утонченны все — от официанта и карманника до секс-работницы, и, кажется, именно это Андерсону и нужно.
Кроме того, «Французский вестник» — это поклон всем уходящим, но меняющим историю эпохам. Из «Полночи в Париже» здесь не только образ города, но и любовь к началу XX века во Франции, призраки Хемингуэя, Дали (которого у Аллена играет фигурирующий и здесь Эдриан Броуди), Бунюэля, Фицджеральда и Гертруды Стайн. Первая новелла, посвященная искусству, повествует о заключенном художнике-модернисте-абстракционисте в исполнении Бенисио Дель Торо. В первой сцене с ним мы видим обнаженную Лею Сейду, которая позирует для его работы. Их отношения сложнее, чем кажется: она надзирательница, он — убийца, а Эдриан Броуди - продюсер-галерист, желающий сделать из художника «гения», то бишь звезду. Авангард в центральном Канзасе переходит в сеанс одновременного письма в духе сюрреалистов во время написания некролога требовательному редактору и основателю «Вестника» Артуру Ховитцеру-младшему (Билл Мюррей), который всегда запрещал плакать на работе и славился мастерством выдавать самые язвительные фразы во всей редакции. Однако он видел и ценил в людях писательский и журналистский талант, даже если ради него стоило идти на компромиссы — с совестью и законом. «Французский вестник» из-за своей неприкрытой иронии вообще может позволить себе двойные стандарты и неравные сексуальные отношения, но только с тем, чтобы высмеять, а ещё ошарашить, сбить с толку, одурачить, но не поощрить.
Если первая новелла — о начале XX века, то вторая посвящена 60-м, когда ландшафт одновременно журналистики и кино избороздили юные критики из Cahiers du cinéma, а на улицах гремела студенческая мертворожденная, но пропитанная жизнью и трогательным нарциссизмом молодости революция мая 68-го. Опытная журналистка и автор (Френсис Макдорманд) со студентом-шахматистом (Тимоти Шаламе) на двоих пишут «Манифест» и изучают грани, плюсы и минусы сексуальной революции. Поэтика и политика здесь не противоречат, но взаимодополняют, а в революционном движении, которое они строят, есть что-то годаровское и ерофеевское — то есть бесконечно живое, манифестирующее, пульсирующее, но одновременно фантастическое и в реальном мире заведомо обреченное. Эти поколения, которые антропологически препарирует Андерсон, расширили наше понимание текста, сформировали больше, чем журналистику и письмо, найдя в языке мир, а в мире — поэзию и слово.
Последняя новелла, пожалуй, самая слабая из всех, хотя стилизация здесь не страдает. Однако режиссёр вводит такое количество пазлов и элементов и так стремительно ускоряет нарратив, что зритель в нем утопает. Это верно и в целом для этой картины. Во внешне стройную композицию вписана декомпозиция, пиявки, черви, яды и крысы, за каждым цветочком — труп, за каждым фасадом — пустота. Фильм Андерсона напоминает нарядный подарок, который хочется разворачивать, но внутри него ничего нет. Это чистая поверхность и эстетство. Все знаменитости, которых он снимает, буквально превращаются в комедиантов — участников комедии и фарса: комический эффект рождают интерьеры, костюмы, движения, интонации. Урбанистические пейзажи Андерсона тоже походят на декорации или даже картины, как в знаменитом «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине, все это без преувеличения создает эффект отчуждения, безупречность множит тревогу зрителя, а отсутствие двойного дна — и вовсе доводит его до отчаяния.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
Вручение «Золотых орлов» покажет «Россия»
Телевизионную версию XXIII торжественной церемонии вручения национальной кинематографической премии «Золотой орёл» покажет телеканал «Россия» в ночь с 31 января на 1 февраля 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что объявление победителей состоится в историческом Первом павильоне «Мосфильма» 31-го числа.
Номинанты «Золотого орла» были объявлены в декабре 2024 года. Лидерами по числу номинаций стали фильмы «Воздух» и «Любовь Советского Союза». Всего в рамках церемонии будут вручены награды в 23 номинациях.
Время эфира уточняется.
«Первый номер» с Евгением Цыгановым покажет Первый канал
Телевизионная премьера сериала «Первый номер» состоится 31 января 2025 года на Первом канале. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в многосерийном телефильме, посвященном работе редакции глянцевого журнала, исполнили Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Равшана Куркова, Александра Бортич, Ида Галич, Денис Власенко, Александра Ребенок, Игорь Верник, Лукерья Ильяшенко, Егор Корешков, Ольга Сутулова и другие. Режиссером проекта стал Клим Козинский («Вне себя», «13 клиническая»), сценарий написали Сергей Минаев («Духлесс», «The Tелки») и Дмитрий Минаев («Секреты семейной жизни», «Трудные подростки»).
Действие происходит в Москве в наши дни. Некогда популярный писатель, автор единственного успешного романа Константин Иноземцев (Цыганов) получает шанс перезапустить глянцевый журнал «Лампа» после ухода зарубежного издателя.Он привык жить по своим правилам и намерен доказать себе, миру и возлюбленной (Михалкова), которая собралась замуж за другого, что ещё чего-то стоит. Но увидит ли первый номер свет с таким главредом? Тем более, что у инвесторов несколько иные планы, в которых Иноземцев лишь пешка в хитрой игре, да и некоторые сотрудники редакции начинают плести интриги против нового главреда.
Премьера «Первого номера» состоялась на Kion в декабре-январе. Сериал стал одним из самых обсуждаемых проектов конца 2024 года.
Эфир по пятницам в 23.30 (после шоу «Голос»).
Сегодня 65 лет Дмитрию Харатьяну
21 января 2025 года, вторник.
«Росгосцирк» подведёт итоги прошлого года.
29 лет актёру Сергею Дьякову.
41 год актёру Ивану Мартынову.
42 года актрисе Светлане Ходчинковой.
43 года участнику группы «Каста» Змею.
44 года телеведущей Маше Малиновской.
44 года рэперу Слиму.
46 лет вокалисту группы «Ария» Михаилу Житнякову.
49 лет участнице группы Spice Girls Эмме Бантон.
54 года актрисе Донне Линн Чамплин.
55 лет барабанщику группы Matrixx Дмитрию Хакимову.
61 год лидеру группы «Чёрный кофе» Дмитрию Варшавскому.
65 лет Дмитрию Харатьяну.
Дмитрий Вадимович Харатьян родился 21 января 1960 года в Алмалыке. Советский и российский актёр театра, кино, телевидения, озвучивания и дубляжа, певец, телеведущий, кинопродюсер; народный артист РФ (2007).
68 лет актрисе Татьяне Божок.
69 лет актрисе Джине Дэвис.
81 год режиссёру Родиону Нахапетову.
84 года оперному певцу Пласидо Доминго.
5 лет назад умер участник комик-труппы «Монти Пайтон» Терри Джонс (1942-2020).
25 лет назад умерла актриса Софья Пилявская (1911-2000).
85 лет назад умер скрипач и композитор Михаил Эрденко (1885-1940).
105 лет назад родился актёр Николай Трофимов (1920-2005).
120 лет назад родился модельер Кристиан Диор (1905-1957).
22 января.
«Начало» Глеба Панфилова покажут и обсудят в «Октябре».
27 лет актрисе Лиане Грибе.
32 года певице Нетте Барзилай.
35 лет рэперу Logic.
37 лет певице Лере Козловой.
39 лет певице Ольге Романовской.
45 лет рэперу Фьюзу.
57 лет актрисе Рэкуэл Кэссиди.
60 лет барабанщику группы Guns N' Roses Стивену Адлеру.
71 год актёру Леониду Ярмольнику.
72 года кинорежиссёру Джиму Джармушу.
73 года поэтессе Маргарите Пушкиной.
76 лет вокалисту группы Journey Стиву Перри.
90 лет актрисе Валентине Талызиной.
17 лет назад умер актёр Хит Леджер (1979-2008).
20 лет назад умерла пианистка, автор песни «Besame mucho» Консуэло Веласкес (1916-2005).
65 лет назад родился солист группы INXS Майкл Хатченс (1960-1997).
90 лет назад родился певец Сэм Кук (1931-1964).
23 января.
29 лет модели Анастасии Решетовой.
33 года актёру Джеку Рейнору.
34 года певице Ханне.
38 лет актрисе Марии Валешной.
38 лет певице Евгенике.
40 лет модели Даутцен Крёз.
48 лет телеведущей Ольге Шелест.
51 год лидеру проекта IAMX Крису Корнеру.
52 года актёру Дмитрию Исаеву.
52 года певице Маше Кац.
57 лет барабанщику Альберту Потапкину.
69 лет актёру Патрику Керру.
78 лет актёру и каскадёру Александру Иншакову.
115 лет назад родился один из основателей цыганского джаза Джанго Рейнхардт (1910-1953).