Рецензия на трилогию «Улицы страха»: Ударим феминизмом по ностальгии
Оценка: 6,5 из 10
Режиссер: Ли Джаньяк. В ролях: Киана Мадейра, Оливия Уэлш, Бенжамин Флорес мл., Эшли Цукерман, Сэди Синк, Эмили Радд, Тед Сазерленд и другие.
Со 2 по 16 июля на стриминговом видеосервисе Netflix выходила трилогия «Улицы страха». Серия включила в себя три фильма, соединенных одной сюжетной линией, при том, что действие каждого из них происходило в разные годы – в 1999, 1978 и 1666.
Итак, два городка – Шейдисайд и Саннивейл – располагаются по соседству. В Саннивейле живут счастливые белые гетеросексуальные люди, много возможностей, чтобы добиться успеха, всегда солнечно и ясно. Шейдисайд – полная противоположность. Раз в несколько лет там обязательно заводится какой-нибудь маньяк, который зверски убивает множество народу. Да и в целом город больше похож на гетто – уровень преступности высокий, власти ничего не могут сделать, а жители в целом несчастны. Согласно городской легенде, причина тому – страшное проклятие, которое ведьма Сара Фир наложила в момент своей казни еще в эпоху первых колонистов.
Действие первой части трилогии проходит в 1999 году. В местном торговом центре очередной маньяк убивает несколько человек. Но главную героиню Дин это происшествие мало заботит – она куда больше опечалена тем фактом, что ее любимая девушка Сэм решила переехать в Саннивейл, а также попытаться вести более приемлемые для этого города гетеросексуальные отношения. Однако вскоре девушек начинают преследовать несколько загадочных убийц.
Первые две части – это довольно удачная игра на ностальгии. Все начинается с оммажа на фильм «Крик» 1996 года, причем выполненного довольно близко к оригиналу. Затем начинается какая-то дикая смесь из «Пункта назначения», «Факультета» и (совсем немножко) «Ведьмы из Блэр», а количество всплывающих по сюжету маньяков вызывает ощущение, будто это студия Universal все-таки запустила свой кроссовер о монстрах.
Атмосфера эпохи передана отлично, в том числе благодаря грамотно подобранной музыке. Несмотря на то, что сюжет первой части порой выглядит натянутым и явно писался сразу под трилогию, он оказывается достаточно зубастым – как и положено хорошим хоррорам 1980–90-х годов.
Вторая часть, действие которой происходит в 1978 году, получилась куда более цельной и удачной. Главная причина тому, по всей видимости, заключается в том, что основной источник для вдохновения был один – серия «Пятница, 13-е».
Дина встречает Си Берман – единственную девушку, которая смогла выжить после нападения на нее ведьмы Сары Фир и ее приспешников. Героиня первой части пытается с ее помощью разобраться, что именно надо сделать, чтобы остановить зло. Действие переносится в детский лагерь «Найтвинг». Дети и подростки из все тех же городов проводят летние каникулы, решают свои проблемы, ненавидят друг друга и порой жестоко издеваются, пока один из вожатых не берется за топор. В этой части льется действительно много крови, убивают тут без жалости, причем даже детей. Фильм не получился каким-то оригинальным и выдающимся, но зато он очень хорошо стилизовался под типичный слэшер 1980-х годов.
К слову, формально «Улицы страха» – экранизация одноименной серии книг Роберта Стайна (автора популярной серии «Ужастики», по которой в 2015 году уже вышел фильм, а потом – и его сиквел). Фактически от оригинала здесь остался разве что шрифт, которым написано название каждого фильма. Сама трилогия не просто не основана на книгах – довольно удивительно, но во втором фильме имеется жирная отсылка на «Кэрри» Стивена Кинга – пожалуй, главного конкурента Стайна – но нет ни одного столь же жирного намека на автора оригинальных произведений.
С третьей части у трилогии начинаются проблемы. Действие перемещается в совсем уж далекое прошлое, в 1666 год. Поселение Юнион еще не разделилось на Шейдисайд и Саннивейл. Сара Фир живет с младшим братом и отцом и следит за хозяйством. Поселение в целом придерживается христианских взглядов, но, как часто бывало в ту эпоху, порой все-таки предается языческим обрядам. Во время одного из ночных гуляний Сара и Ханна (дочь пастыря) дают волю своим чувствам. На следующий день в Юнионе случается беда – еда гниет, животные умирают, а сам пастырь сходит с ума и начинает убивать людей. Жители решают, что в поселении завелась ведьма, которая навела проклятие.
Первая половина фильма явно пытается стилизоваться под «Ведьму» Эггерса. Все выглядит загадочно, сверхъестественно и местами хтонически пугающе. Но после окончания половины фильма на экране появляется заставка «1999, часть 2». История возвращается к Дине и ее девушке, они авторам явно интереснее. И с этого момента история стремительно тупеет.
«Улицы страха», по всей видимости, задумывались как деконструкция сюжета о проклятии ведьмы. Два с половиной фильма история Сары Фир стремительно нагнеталась для того, чтобы завершиться самым банальным поворотом. Итак, (внимание, спойлер!) женщина ни в чем не виновата, а виноват во всем белый мужчина, заключивший договор с дьяволом и ради процветания Саннивейла приносивший в жертву жителей Шейдисайда.
Персонажи, которые два с половиной фильма выглядели живыми и логичными, под конец превращаются лишь в политические функции. Вот девушки, девушку друг другу сестры и всегда придут на помощь. Вот белый мужчина с привилегиями, он обязательно засранец. Положительные мужчины, впрочем, встречаются, но только в тех случаях, если они не белые или имеют какой-то заметный изъян (полнота, травма, наркомания и т.д.). Режиссерская работа, которая два с половиной фильма была направлена на стилизацию под хорроры 1980–90-х годов, совершает резкий поворот и превращается в банальную политическую агитку. Под конец, к примеру, зачем-то надо потоптаться грязными ногами по белому ковру в доме главного гада, что выглядит совсем уж утрированно и, скорее, пропагандистски, нежели высокохудожественно.
Но эта излишняя политичность – это еще часть беды. Проблема в том, что, разрушая типичный сюжет о проклятии ведьмы, авторы не смогли придумать по-настоящему стоящего завершения истории. В результате трилогия выглядит так, словно во всех бедах одного города виноваты не власти, проявляющие полный пофигизм, и даже не просто плохой белый мужчина, а лично сам Сатана.
Киана Мадейра и Эмили Радд прекрасно вписываются в те роли, которые им были выданы, но на этом существенные плюсы заканчиваются. Странно говорить, но и «Пятница, 13-е», и «Крик», и «Ведьма» предлагали в разы более сложные, запутанные и интересные картины мира, чем придумали авторы «Улиц страха». После этой трилогии от Netflix возникает острое ощущение, что подростковые хорроры очень сильно отупели.
Павел Соломатин,InterMedia
«Анора» с Юрой Борисовым лидирует в номинациях на премию «Независимый дух»
Номинанты на премию «Независимый дух» (Film Independent Spirit Awards) были объявлены 4 декабря 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что это премия независимого кино, бюджет фильмов и сериалов не должен превышать 30 миллионов долларов.
Лидерами по числу номинаций – по шесть у каждого – стали драма «Анора» и хоррор «Я видел свечение телевизора». В главной номинации «лучший фильм» (награда вручается продюсеру проекта) они конкурируют с картинами «Мальчишки из «Никеля», «Синг-Синг» и «Субстанция».
«Анора» также претендует на награды в номинациях лучший режиссер (Шон Бэйкер) и продюсер, лучшая главная роль (Майки Мэдисон), лучшая роль второго плана (Юра Борисов и Карен Карагулян). «Я видел свечение телевизора» представлен в категориях лучший режиссер и лучший сценарий (Джейн Шёнбрун), продюсер, лучшая главная роль (Джастис Смит) и лучшая роль второго плана (Бриджетт Ланди-Пейн).
Специальный приз Роберта Альтмана, который вручается режиссеру, кастинг директору и актерскому ансамблю, получит фильм «Три его дочери» Азазеля Джейкобса.
В телевизионных номинациях лидером стал «Сёгун», претендующий на награды в пяти категориях, по четыре номинации у «Оленёнка» и «Учителя английского».
40-я церемония вручение премии «Независимый дух» состоится 22 февраля 2024 года – по традиции, накануне вручения «Оскара» - на пляже в Санта-Монике.
Сидни Суини, «Дэдпул и Росомаха» и «Настоящий детектив» стали самыми популярными в 2024 году по версии IMDB
Портал IMDB – крупнейшая база данных о кинематографе – подвел свои киноитоги 2024 года, назвав его главных звезд, лучшие фильмы и сериалы. Рейтинг был рассчитан на основе того, какие звезды постоянно занимали самые высокие места в чарте IMDbPro STARmeter в течение года. В свою очередь рейтинги IMDbPro STARmeter основаны на фактических просмотрах страниц более чем 250 миллионами ежемесячных посетителей сайта.
Звездный топ-10 года возглавила актриса Сидни Суини («Кто угодно, кроме тебя», «Реальная история Уиннер»), за ней следуют Элла Пернелл («Fallout», «Дорогуша») и Кристин Милиоти («Пингвин»). В десятку вошли также Эйса Гонсалес, Глен Пауэлл, Барри Кеоган, Никола Кохлан, Ив Хьюсон, Дафни Кин и Ребекка Фергюсон.
Первое место в топ-10 самых популярных фильмов год занял «Дэдпул и Росомаха», на втором – «Дюна: Часть вторая», на третьем – «Фуриоса: Хроники Безумного Макса». Далее следуют «Джокер: Безумие на двоих», «Чужой: Ромул», «Субстанция», «Падение империи», «Битлджус 2», «Планета обезьян: Новое царство» и «Собиратель душ».
Десятку самых популярных сериалов возглавил четвертый сезон антологии «Настоящий детектив» (вышедший под заголовком «Страна ночи», где главную роль сыграла Джоди Фостер), вторую сточку заняли «Пацаны», третью – «Пингвин». В топ-10 вошли также «Fallout», «Дом Дракона», «Сёгун», «Бриджертоны», «Властелин колец: Кольца власти», «Джентльмены» и «Задача трёх тел».
«Длительные свидания» с Олегом Гаркушей покажут в «Октябре»
Специальный показ фильма «Длительные свидания» состоится 11 декабря 2024 года в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро. Арт». Главную роль в мелодраме с элементами черной комедии режиссера Георгия Лялина исполнил музыкант Олег Гаркуша, который и представит ее зрителям. В фильме также снялись Василиса Перелыгина, Николай Козак, Никита Тарасов, Анастасия Имамова и другие. Музыку для саундтрека написал петербургский композитор Владимир Волков.
Главный герой картины отец Александр (Гаркуша) - заштатный священник 70 лет, который живет обычной жизнью одинокого пенсионера. Однажды в СИЗО он встречается с озлобленной 20-летней Виолеттой (Перелыгина), глухонемой от рождения, которую обвиняют в преступлении. В девушке герой узнает ребенка, которого крестил 20 лет назад. Почувствовав ответственность за ее судьбу, отец Александр пытается повернуть ее и свою жизнь в другое русло.
Фильм был снят в 2023 году на Свердловской киностудии и участвовал в конкурсной программе фестиваля «Маяк». За прошедший год «Длительные свидания» были удостоены нескольких призов, в том числе за лучшую мужскую роль Олега Гаркуши на Всероссийском Шукшинском фестивале и «лучший фильм на социальную тематику» на кинофестивале в Чили.
Начало показа в 20.00.