Рецензия: «Ночные Снайперы» - «1993 vol. 1»

2021, Диана Арбенина
Оценка: 7,5 из 10.
Название пластинки звучит довольно странно и не то чтобы очень завлекательно. Даже если знаешь, что оно означает. В честь 28-летия «Ночных Снайперов» Диана Арбенина решила выпустить первый (но не последний) сборник неизданных песен, а в заголовок альбома вынесен год, когда Диана начала сочинять песни. По её подсчётам, с тех пор она написала более трёх сотен композиций, из которых на альбомах было издано... меньше половины. Диана всегда сочиняла больше, чем «могла себе позволить записать». В этом есть даже некая драма: нам приходилось удивляться номерным альбомам «Ночных Снайперов», состоящих из потенциальных хитов процентов на 80 - и сразу было понятно, что рынок столько «переварить» не сможет, а до большинства песен-претендентов на всенародную славу просто не дойдёт очередь. Теперь же оказалось, что таких песен ещё больше, намного больше. Даже у фанатов Арбениной, мне кажется, не хватит сил полюбить их все.
Как рассказала певица, в пандемию она «подняла всё написанное» и решила с группой реанимировать хотя бы двадцать песен. В «Vol. 1» вошло 12 из них. Диана говорит, что не будет исполнять их на концертах и как-то раскручивать:
- Это не номерной, не следующий альбом «Снайперов». Это абсолютно параллельная история основной современной жизни коллектива. Эти песни не будут играться на концертах. Это музыка ради музыки и наше обращение к каждому из вас персонально. Возьмите наушники, откройте окно и, глядя в небо, окунитесь в мой мир 20-летней давности. Мир, которого никогда больше не будет, и который всегда со мной.
Песни «1993 vol. 1» сочинены в разные годы - с 1993-го по 2016-й. Самое интересное заключается в том, что слушателям очень трудно будет отличить ранние песни Дианы Арбениной от более поздних. Я попытался угадать, делая пометки и не заглядывая в список с годами создания, - и предположил, что песня «В Испании дожди» относится к «юношескому периоду». Да, это действительно 1995 год. «Люблю - не люблю», на мой взгляд, выглядит как попытка написать типичную среднестатистическую «снайперскую» песню - и она датирована 2016 годом. Но весь остальной контент логике подчиняться напрочь отказался, а арбенинский «мир 20-летней давности» не очень изменился с точки зрения эмоций и текстов. Это не номерной альбом «НС», однако три-четыре трека вполне могли бы стать успешными радиосинглами и украшать сегодняшние хит-парады. Хотя «Лето» написано в 1993 году, а «По твоей земле» - в 1994-м, то есть она как-то сразу научилась пользоваться композиторским даром. Правда, самые удачные из представленных здесь произведений всё-таки относятся к относительно зрелому периоду: «Редкая птица» сочинена в 2004-м, «Берёзовый сок» - в 2007-м. Это довольно бесполезная информация, если учесть, что «Снайперы» не собираются включать эти песни в сет-листы. Но я всё-таки надеюсь, что Диана изменит своё мнение и даст композициям ещё одну - концертную - жизнь. Полагаю, что, если наберётся солидное количество прослушиваний и скачиваний, то «Ночные снайперы» воспримут это как слушательскую заявку.
Алексей Мажаев, InterMedia
Паблик-ток «Интеллектуальная собственность в творческой сфере» состоится в марте

Второй форум «Интеллектуальная собственность в творческой сфере» пройдет в формате паблик-тока 12 марта 2025 года. Организаторы мероприятия - издательский дом «Интеллектуальная собственность», Союз композиторов Евразии, информационное агентство «ИнтерМедиа» при содействии Российского музыкального союза и Национального фонда поддержки правообладателей.
К участию приглашаются специалисты сферы интеллектуальной собственности, представители государственных структур, бизнеса, творческих объединений, а также авторы и исполнители. Эксперты отрасли обсудят проблемы, с которыми сталкиваются авторы в условиях развития цифровых технологий, а также ответят на актуальные вопросы, связанные с деятельностью креативных индустрий, рассмотрят темы охраны и защиты прав авторов, коммерциализации создаваемых и действующих объектов авторского права и смежных прав.
Модератор – Иван Близнец, генеральный директор издательского дома «Интеллектуальная собственность», действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, доктор юридических наук, профессор.
Спикеры:
- Андрей Батурин, президент Союза композиторов Евразии;
- Александр Кондратенко, руководитель юридического агентства «Музконтракт»;
- Алина Небыкова, председатель Совета Союза композиторов Евразии, кандидат юридических наук;
- Александр Клевицкий, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер АБКО имени Ю.В. Силантьева, генеральный директор Российского музыкального союза, первый заместитель председателя Совета Союза композиторов России;
- Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа»;
- Александр Тихонов, главный специалист Информационного агентства «ИнтерМедиа»;
- Татьяна Журбинская, музыковед, продюсер Союза московских композиторов;
- Ирина Видова-Молчан, певица, автор, член оргкомитета и жюри международного фестиваля-конкурса «Красная гвоздика» имени И.Д. Кобзона, член Союза композиторов Евразии, член Президиума ЕАКОП, член ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей».
Участники получат сертификаты (по запросу). Доклады и выступления спикеров будут опубликованы в сборнике научных статей ИД «ИС» и в журнале «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права».
Место проведения: Москва, ул. Новослободская, 73 стр. 1, зал «Нелекторий».
Начало в 14:00.
Регистрация: https://superpressa.timepad.ru/event/3244710/
Онлайн-трансляция паблик-тока пройдет в официальной группе ИД «ИС» в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/superpressa
Заявки на выступления принимаются до 6 марта 2025 года по электронной почте bliznets@mail.ru. Программа форума будет опубликована на официальном сайте www.superpressa.ru.
Музыка Геннадия Ровнера прозвучала в «Карнеги-холле»

Российский композитор Геннадий Ровнер 24 февраля 2025 года представил американским ценителям классической музыки одно из своих произведений «Метаморфозы» – девять симфонических новелл для оркестра и солистов. Концерт прошёл в Нью-Йорке в основном зале «Карнеги-холла».
Билеты закончились за несколько дней до премьеры. В США сочинение исполнил New York City Opera Orchestra, за пультом – маэстро Константин Орбелян. Помимо музыки Ровнера, на вечере прозвучали произведения Моисея Вайнберга и Эриха Корнгольда. Солисты – Кристина Рейко Купер (виолончель), сопрано – певица из Санкт-Петербурга Елизавета Улахович. Концерт завершился криками «бис» и вставшим партером.
В 2021 году симфонический оркестр «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело записал одноимённый музыкальный альбом на студии «Лендок» в Санкт-Петербурге. В 2023 году «Метаморфозы» исполнил Большой симфонический оркестр имени Чайковского (дирижёр Владимир Федосеев). Осенью прошлого 2024 года сочинение прозвучало в Казани на Фестивале современной музыки Concordia им. Софии Губайдулиной в исполнении Госоркестра Татарстана (дирижёр Александр Сладковский).
- Эта музыка — как бы картинки моего внутреннего мира, –рассказывает Геннадий Ровнер. — Одна из них навеяна образом моей маленькой дочери, другая — скорбью по другу, погибшему в авиакатастрофе, третья „зазвучала“ в голове в момент размышлений о нашей сегодняшней жизни… Возникшие в разное время, они постепенно связались в единую музыкальную поэму.
- Для меня этот проект наполнен особым, почти мистическим смыслом. Музыка «Метаморфоз» Геннадия Ровнера напоминает медитативный симфонический саундтрек к кинофильму, она очень кинематографична,– отметил один из продюсеров концерта в «Карнеги-Холл» Сергей Смолин.
Оксана Федорова и Аскар Абдразаков провели фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие» в Уфе

Всероссийский фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие» состоялся в Уфе с 13 по 15 февраля 2025 года, собрав более двух тысяч зрителей и участников. Уфимский этап Фестиваля стал первым в программе 2025 года, которая охватывает 5 городов и завершится в июне в Кисловодске.
Как отметила президент Фонда, художественный руководитель Фестиваля, заслуженная артистка РФ Оксана Федорова, «фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие» проводится впервые при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и я искренне благодарна Министерству культуры Башкортостана за активное содействие в его реализации и интеграцию ярких региональных событий в фестивальную программу, что придает проекту масштаб и подчеркивает значимость музыкального наследия республики».
Открытие Фестиваля в Уфе состоялось в день рождения Федора Ивановича Шаляпина – 13 февраля, с возложения цветов к памятнику великого артиста, который именно в столице Башкирии начал свой профессиональный путь к мировой славе. Как отметила министр культуры Башкортостана Амина Шафикова, «наследие Ф.И.Шаляпина – источник вдохновения и пример для молодого поколения музыкантов, и старт Фестиваля «Моя Россия: музыкальное путешествие» в 2025 году именно в Уфе имеет большое значения для объединения и развития музыкального сообщества и культурного обмена на всероссийском уровне».
В кинотеатре «Родина» сразу в двух залах одновременно состоялась кинопремьера фильма» «Петербург Шаляпина и Рахманинова», который вошел в 3-й сезон телепроекта «Моя Россия: музыкальное путешествие», приуроченного к 150-летнему юбилею двух великих музыкантов, съемки которого проходили в 2023 году. Фильм представила Оксана Федорова, выступившая режиссером и ведущей. Перед кинопоказом в фойе кинотеатра состоялось торжественное открытие выставки Музея музыки им. Ф.И.Шаляпина - «Восхождение. Музыкальные звёзды Башкортостана», на которой представлены фотографии легендарных деятелей культуры и искусства, начинавших здесь свой творческий путь.
Второй и третий дни Фестиваля проходили в Малом зале Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова с участием амбассадора фестиваля, заслуженного артиста России, народного артиста Республики Башкортостан, художественного руководителя Башкирского государственного академического театра оперы и балета Аскара Абдразакова.
Второй день фестиваля - 14 февраля, был полностью посвящен детям: мастер-классы от Аскара Абдразакова и концертмейстера вокальной кафедры Московской консерватории Георгия Мигунова завершились концертом «Юные таланты Башкортостана», в котором приняли участие победители и лауреаты Международного конкурса юных музыкантов «Моя Россия: музыкальное путешествие» - Камиль Калимуллин, Максим Беляев, Артем Заякин, Анастасия Сукоркина, а также хор мальчиков и ансамбль юношей «Радас» Башкирского государственного академического театра оперы и балета, ансамбль скрипачей «Сулпылар», и студенты Уфимского училища искусств Семен Тришин и Данил Губайдуллин.
Особым подарком для уфимцев стал музыкальный салон в Музее музыки им. Ф.И. Шаляпина, программа которого объединила экскурсию и концерт-посвящение творческому наследию великого баса.
Ярким завершением Фестиваля стал Гала-концерт «Музыкальное путешествие. Чайковский и Шаляпин», посвященный 185-летию со дня рождения П.И. Чайковского и дню рождения Ф.И.Шаляпина. В исполнении Оксаны Федоровой и Аскара Абдразакова прозвучали знаменитые произведения из репертуара Шаляпина, арии и романсы Чайковского, а на бис под овации зала артисты исполнили знаменитую русскую народную песню «Вдоль по Питерской».