Рецензия на фильм Владимира Битокова «Мама, я дома»: Война меняет людей

Оценка: 8 из 10
Премьера фильма «Мама, я дома» состоялась в секции специальных показов 32-го «Кинотавра». Режиссёр: Владимир Битоков. В ролях: Ксения Раппопорт, Юра Борисов, Александр Горчилин, Екатерина Шумакова и другие.
Выпускники мастерской Александра Сокурова продолжают поставлять качественный контент мирового уровня, заявляя о положительных сдвигах в российском кино на самых престижных кинофестивалях планеты. «Кавказская новая волна» потихоньку представляет уже вторые свои фильмы – вслед за успешной фестивальной судьбой «Дылды» Балагова шороху сейчас наводит Кира Коваленко со своим фильмом-победителем Каннского кинофестиваля «Разжимая кулаки» (секция «Особый взгляд»). Не отстаёт от них и режиссёр «Глубоких рек» Владимир Битоков, чей второй фильм – «Мама, я дома» – приехал во внеконкурсную секцию «Кинотавра» прямиком с Венецианского кинофестиваля, одинаково покорив публику и с острова Адриатического моря, и с черноморского побережья.
С горных высот одинокого кабардинского села «Глубоких рек» Битоков спускает события своего второго фильма на заметно более многолюдную равнинную землю Кабардино-Балкарии – на окраины Нальчика. Там живёт водительница автобуса Тоня (Ксения Раппопорт) вместе с дочкой, которая в одиночку воспитывает ребёнка с трудностями развития. Тоня ждёт возвращения сына с войны – её Женя несколько лет назад записался служить по контракту в Сирии в частной военной компании. Однажды Тоне сообщают, что её сын погиб: его разорвало миномётным выстрелом, и от него буквально ничего не осталось – ни опознать, ни похоронить.
Героиня отказывается в это верить и начинает свой одиночный квест против государственных и частных военных организаций, требуя вернуть ей сына. Она пишет жалобы, ходит по всяким инстанциям, организовывает одиночный пикет и попросту медленно сходит с ума, потому что никто ей не верит и не хочет помочь. Внезапно на пороге её дома материализуется молодой человек (Юра Борисов), который улыбается и мягко протягивает: «Мама, я дома, ставь чайник». Вот только Тоня абсолютно уверена, что если война и меняет людей, то не до такой степени – кем бы этот юноша ни был, это определённо не её сын Женя.
Битоков мастерски выдерживает амбивалентность восприятия своей картины вплоть до самого финала, причём задаётся такая двойственность с первых кадров, где молодой чиновник Назаров (продолжающий играть мерзавцев Александр Горчилин) поручает рабочим подготовить разваливающее здание к приезду Путина. Они подходят к стене, дёргают за какой-то провод, а под обрушившейся штукатуркой обнаруживается портрет Сталина – и никто не понимает, хорошо это в контексте предстоящего визита или плохо. «А какой у нас сейчас официальный политический курс?», - кто-то спрашивает с недоумением.
Поначалу появление героя Юры Борисова воспринимается как что-то на грани магического реализма. Все вокруг твердят Тоне, что это действительно её вернувшийся сын, однако взволнованная мать понимает, что здесь определённо что-то не так. Когда выясняется, что молодой человек не просто реален, а ещё и его цели пребывания с ней вполне прозаичны, фильм, во-первых, резко сворачивает на территорию триллера, а во-вторых, не становится проще или однозначнее. Присутствие персонажа Борисова может запросто трактоваться как постоянное присутствие призрака войны рядом с русским человеком.
Картина, сценарий к которой написала Мария Изюмова (это её дебют), открыто критикует частные военные кампании, что Россия втайне ведёт не одно десятилетие, причем не только на территории Сирии. Последствия таких кампаний для матерей и мирных граждан (кстати, любопытно, что события фильма происходят в селе Мирный) как раз олицетворяются героем Борисова, чьё присутствие в кадре с каждой минутой всё сильнее выходит на территорию метафизики вопреки тому, что нам чуть ли не открытым текстом говорят, кто он и что ему нужно от Тони.
Текст Изюмовой вместе с героической игрой Ксении Раппопорт (её роль в «Мама, я дома» - одна из самых выразительных в карьере актрисы) и внимательной к деталям камерой Ксении Середы добавляют картине неожиданно чувственную женскую перспективу на события фильма. После брутальных и суровых «Глубоких рек» Владимир Битоков сменяет мужскую категоричность на не то чтобы женственную, но как минимум эластичную драматургию. К героям легче проникнуться, а история крепче хватает за живое: её тонкую натуру не так просто раскусить.
Из четвёрки выпускников Сокурова лишь Золотухин ещё не отчитался со своим вторым фильмом (его «Полёт» пока что на стадии постпродакшна – ждём на следующем «Кинотавре»), так что заявляем с оговоркой: несмотря на ошеломляющий фестивальный успех «Дылды» и «Разжимая кулаки», именно Битоков превзошёл самого себя как режиссёр. «Мама, я дома» — значительный шаг вперёд после и без того крепкого дебюта. Тихий, но очень уверенный и крайне многообещающий.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
Представитель Жерара Депардье назвал позорной реакцию Союза кинематографистов РФ на долг актера

Представитель Жерара Депардье Арно Фрилле раскритиковал реакцию Союза кинематографистов России на невыплаченные актером взносы. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, задолженность актера за семь лет составила 9,5 тыс. руб., поэтому в Союзе кинематографистов ставят вопрос о его исключении из организации.
- Что касается Союза кинематографистов, эта история печальна, - заявил Арно Фрилле «Абзацу». - Жерар не состоит ни в одном профсоюзе даже во Франции. По просьбе режиссёра Клима Лаврентьева он любезно согласился. Это было для престижа этого союза, а не для его интересов, так как ему это действительно не нужно. И несколько лет спустя Клим связывается со мной и говорит, что Жерар должен уплатить [взносы] за все эти годы. Я даже не осмеливаюсь говорить об этом с Жераром, потому что ситуация настолько нелепая и позорная, что она даже вышла в прессу.
Дмитрий Чеботарев хочет отбить Ирину Горбачеву у Александра Робака в трейлере «Пара на пару»

Трейлер и дату премьеры романтической комедии «Пара на пару» представила 27 февраля 2025 года кинокомпания «Каро Премьер». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в фильме режиссера Владимира Котта исполнили Дмитрий Чеботарев, Ирина Горбачева, Александр Робак и Ульяна Чжан.
По сюжету, от преподавателя вуза Константина (Чеботарев) ушла жена Оля (Горбачева), познакомившись в пансионате с обеспеченным и солидным Сергеем (Робак). Чтобы вернуть супругу, Костя придумывает неожиданный план: знакомится в сети с дочерью соперника Соней (Чжан), заводит с ней роман и заявляется в загородный дом Сергея в качестве жениха к ужасу Оли и радости Сони (которая хочет позлить отца и потенциальную мачеху). Хозяин дома помешан на здоровом образе жизни и спорте и устраивает для Кости испытания, в ходе которых за него переживают сразу две женщины, а Сергей неожиданно решает, что выбор дочери не так уж плох…
В российский прокат «Пара на пару» выйдет 22 мая.
Евгения Добровольская терпела боль на съемках фильма «Дорогая, я больше не перезвоню»

Режиссер Алексей Фомин заявил, что Евгения Добровольская терпеливо переносила боли на съемках его фильма «Дорогая, я больше не перезвоню». Для актрисы роль в этой ленте, где герой Никиты Ефремова находится в коме и выбирает между жизнью, адом и раем, стала последней. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Евгения Добровольская скончалась от онкологического заболевания 10 января 2025 года в возрасте 60 лет.
- Она это хранила в себе. Работала всю смену. Ни на что не жаловалась, — сказал Пятому каналу режиссер.
Алексей Фомин признался, что у него не возникало мыслей о мучавших актрису болях, поскольку она проявляла полную самоотдачу в рабочем процессе:
- Мне уже после сказали, что она болеет. Но по съемкам нельзя было сказать. Она выкладывалась на сто процентов. В тот момент я не подозревал. Хотя стоило догадаться, так как она быстро согласилась на этот сценарий. Сказала, что он ей очень нравится и что она именно в этом фильме очень хочет сыграть. Тогда как-то не сопоставил. Потом только понял.