Рецензия на фильм «Ничья»: Дарденновская история в декорациях сигаревской России
Оценка: 7 из 10
Премьера фильма «Ничья» состоялась в рамках конкурсной программы 32-го «Кинотавра», в российский прокат лента выходит 30 сентября 2021 года. Режиссёр: Лена Ланских. В ролях: Анастасия Струкова, Ольга Малахова, Татьяна Тихменёва и другие.
Девочка 14 лет в супермаркете прячет под куртку дорогущий крем от старения кожи. Зачем ей сдался этот крем – ведь она ещё совсем юное дитя? Кажется, она знает, что её точно поймают и заставят платить штраф, но таких денег у неё всё равно нет. Выход один – вызов полиции. Но, кажется, именно этого Вика и добивается – для неё это единственный способ неформально встретиться с отцом-полицейским, который бросил их с мамой, чтобы создать новую семью. Тем временем крем – это далеко не самое главное, что прячет Вика под курткой. Её набухшие соски до сих пор выделяют молоко… да, в свои 14 наша героиня уже успела родить ребёнка, но о нём никто не должен знать. Поэтому Вика продолжает заниматься в школьном кружке хореографии, всё так же помогает маме торговать на рынке, а любопытным незнакомцам, завидевшим грудного младенца, резко отвечает, что это её сестра.
«Ничья», дебютная картина Лены Ланских, образец не особо почитаемого массовым российским зрителем, но крайне необходимого сознательного социального кино. Картина успешно вызывает ассоциации с работами Алексея Балабанова – тем более что производством занималась компания Сергея Сельянова «СТВ», подарившая нам «Брата», «Войну», «Груз 200» и другие знаковые работы главного отечественного режиссёра девяностых и нулевых.
Однако куда в большей степени кино Ланских – это своеобразная дарденновская история в декорациях сигаревской России. Женщина в ночнушке кормит едва прозревшего котёнка шприцом с молоком в коридоре с обсыпающейся штукатуркой и скрипучими полами. Другая женщина с синяком под глазом выпивает на поминках и пытается сформулировать что-то о семейных ценностях. Атлетичный юноша с триколором и изображениями медведя на стенах своей ветхой уральской квартирки наивно верит, что где-то в другом месте всё совсем по-другому. Наконец наша героиня Вика, напоминающая уже скорее Отем из «Никогда редко иногда всегда», одного из лучших фильмов прошлого года, точно так же растеряна и беззащитна в мире, полном социальной несправедливости и укоренившихся общественных предубеждений.
Тихая режиссёрская интонация и нежный подход к истории, заметно сочувствующей своей героине, действительно напоминает методы Элизы Хиттман. Перед нами – маленький потрет маленького человека, которого придавила гигантская ответственность. Только на этот раз вектор развития сюжета диаметрально противоположный – Вика даже не думала об аборте (хотя вся предыстория благоразумно оставлена за скобками), она родила и теперь вынуждена сталкиваться с теми же проблемами, что и героиня фильма «Айка» Сергей Дворцевого, ещё одной стилистически похожей на кинематограф братьев Дарденн социальной драмы. Физиология, материнский инстинкт и разъедающее изнутри жгучие желание всё бросить и начать жизнь заново.
Вот только не стоит забывать, что Вике – всего лишь 14 лет, она ещё толком не полноценный подросток, а уже вынуждена попрощаться и с детством, и со своей юношеской непосредственностью. Взрослая жизнь ворвалась к ней вероломно, ударом ноги срывая дверь с петель. Поэтому Вика бунтует – против своего тела («я больше не буду кормить!»), против осуждающих взглядов («на людях не улыбайся, как-то не прилично», - доносится от её мамы, с которой Вика прогуливается по рынку), против нежеланного ребёнка («мама, убери таблетки с кухни!»), наконец против отобранной юности.
Конечно, Лене Ланских не всегда удаётся избежать штампов фестивального кино и не манипулировать зрительскими эмоциями за счёт деликатности и во многом табуированности в нашем обществе поднимаемых тем. Однако как полнометражный дебют, «Ничья» оставляет исключительно положительные впечатления: это на редкость уверенная и осознанная социальная драма российского производства, стойко выдерживающая сравнения с аналогами западного авторского кино. И если вас смущает тематика фильма, то, как минимум, ради выдающейся дебютной роли Анастасии Струковой, по непонятной причине проигнорированной жюри «Кинотавра», «Ничья» определённо заслуживает внимания.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
«Кто придумал Новый год» расскажут на Первом канале
Премьера документального фильма «Кто придумал Новый год» состоится 30 декабря 2024 года на Первом канале. Съёмочная группа отправилась в гости к Деду Морозу и взяла у него большое и откровенное интервью, а также запечатлела его в повседневной жизни. Зрители впервые увидят, как он живёт между напряжёнными днями работы новогодним волшебником и чем занимается 364 дня в году, когда не развозит подарки.
В фильме будет рассказана история появления этого сказочного персонажа, который стал квинтэссенцией древних языческих славянских духов и литературного героя, придуманного в XIX веке. Причём судьба Деда не менее драматична, чем человеческая. Его то запрещали по идеологическим причинам, как «буржуазный пережиток прошлого», то разрешали. Авторы фильма нашли экземпляр газеты «Правда» 1935 года, где глава Компартии Украины впервые предложил вернуть детям деда Мороза. Идея понравилась. СССР была нужна преемственность традиций. А зачем придумывать новое, если есть надежное и проверенное старое?
У каждого из народов в России есть свой аналог этого старика. В Татарстане сказочного персонажа называют Кыш Бабай, то есть «Зимний Дед». В Удмуртии это — Тол Бабай. В Карелии - Паккайне. В Чувашии — Хель Мучи. В Якутии — Чысхаан, а в Мордовии — Якшамо Атя. Не обойдем вниманием и «иностранных партнеров» Деда Мороза. Во Франции — Пер Ноэль, в Германии – Святой Николас, в Норвегии — Юлениссен, В Финляндии – Йолупукки.
Если Снегурочка — внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка — это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны). Авторы фильм постараются поставить точку и в этом вопросе, задав его Деду Морозу.
На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX–XX веков изображался либо как боярин — в шубе, либо как крестьянин — в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена — Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду еще с XIX века.
В фильме принимают участие российский Дед Мороз, актеры Михаил Боярский, Михаил Владимиров и Александр Олешко, телеведущие Яна Чурикова, Юлия Барановская, Вадим Галыгин и Максим Шарафутдинов, музыканты Валерий Сюткин и Денис Майданов, космонавт Андрей Борисенко.
Эфир в 12.15.
«Анора» выйдет в российских онлайн-кинотеатрах в январе
Российская цифровая премьера фильма «Анора» состоится в российских онлайн-кинотеатрах 7 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в трагикомедии режиссера Шона Бэйкера исполнили Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова и др.
Действие фильм начинается в Бруклине. Стриптизерша Анора (Мэдисон), предпочитающая имя Эни, знакомится с сыном русского олигарха Ваней (Эйдельштейн), который проводит всё время в вечеринках и развлечениях. Вскоре парень выкупает время Эни на неделю, предлагает слетать в Вегас, а там молодые люди спонтанно женятся. Узнав об этом из газет, родители Вани (Серебряков и Екамасова) приходят в ярость и срочно вылетают из России в США, а разобраться в ситуации и аннулировать брак велят нью-йоркскому армянину Торосу (Карагулян), который должен был присматривать за их сыном. Он отправляется решать проблему вместе с двумя подручными – Игорем (Борисов) и Граником (Товмасян).
Премьера «Аноры» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, где картина получила главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». По итогам года сам фильм, режиссера Бэйкер, а также Майки Мэдисон и Юра Борисов уже получили несколько профессиональных наград и номинаций на премии. «Анора» попала в большинство списков лучших фильмов года и предположительно станет одним из основных претендентов на «Оскар».
В российский прокат фильм вышел в октябре. В онлайн-кинотеатрах он будет доступен как в дубляже, так и в оригинале с русскими субтитрами.
Алина Алексеева и Кузьма Сапрыкин из соседей превращаются в родителей в трейлере «Мы рожаем»
Первый трейлер фильма «Мы рожаем» обнародовала 24 декабря 2024 года кинокомпания «Наше кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в комедии режиссера Дмитрия Суворова исполнили Алина Алексеева и Кузьма Сапрыкин, а также снялись Ян Цапник, Анастасия Панина, Анна Уколова, Сергей Степин, Сергей Чирков, Яна Левенцева, Никита Тарасов, Софья Зайка, Нидаль Абу Газале, Данила Якушев, Кристина Марченко и др.
- Между молодыми соседями Аней (Алексеева) и Димой (Сапрыкин) не было ничего общего, - сообщается в синопсисе. - Аня сбежала от властных родителей, чтобы «покорить Москву» и доказать, что может стать успешной без их поддержки. Дима же, напротив, застрял на попечении у родителей без шансов наладить личную жизнь, ведь жить в одной квартире с причудами его папы и мамы не сможет ни одна нормальная девушка. Но одна случайная ночь и известная фраза «У вас будет ребёнок!» переворачивают их привычную жизнь с ног на голову. И это только начало непредсказуемого забега на дистанции длиной в 9 месяцев, которую предстоит преодолеть новоиспеченным родителям.
В российский прокат «Мы рожаем» выйдет 6 февраля 2024 года.