Рецензия: Михаил Марголис, Гарик Сукачёв - «Путь Горыныча» ****
2018, «Бомбора»
Хотя на обложке указаны два автора, книгу писал Марголис, а Гарик текст даже не визировал, а прочитал уже в готовом виде. Забегая вперёд, скажу, что эмоциональный музыкант «проглотил» свою биографию за ночь и пришёл в восторженное состояние. «Посторонние» читатели тоже проведут за этой книгой немало приятных минут. Авторизованная биография - это взгляд со стороны, пристрастный, но претендующий на объективность, не обходящий острые углы и спорные моменты. Игорь Сукачёв - вообще довольно противоречивая личность, и тему этой противоречивости Михаил Марголис раскрывает блестяще.
Если у вас сложилось какое-то мнение про Сукачёва, если вы судите о нём по каким-то любимым песням - ваше мнение априори ошибочное. Мне доводилось брать у Гарика несколько интервью, и всякий раз он удивлял либо резкими высказываниями, либо непредсказуемостью мышления. Он часто противоречит самому себе вчерашнему, и автор биографии несколько раз ловит его на этом - но не чтобы в чём-то уличить, а чтобы полнее раскрыть характер героя. Многоликость Гарика - это не смена масок, убеждает читателя пристрастный биограф Сукачёва. В артисте реально уживаются тушинский пролетарий из железнодорожного техникума и богемный богатей, неистовый фронтмен и жёсткий директор предприятия, запойный алкоголик и надёжный друг, сталинист и поклонник Горбачёва. Не говоря уже о том, что музыканта порой вытесняет кинорежиссёр, а театральный деятель соседствует в нём с документалистом и сценаристом. Я не знаю людей, которые бы называли Гарика Сукачёва любимым певцом или артистом; он никогда не считался «рок-музыкантом №1» или чем-то типа того. При этом у него всегда большие гонорары и полные залы, потому что людям любопытно, что он выкинет и каким предстанет. Его всегда будут ругать, его сложно принять целиком - но этим Гарик и интересен.
Об этом и книга. Главы в ней называются «сериями», и почти каждая из них рассказывает о том, как Горыныч режиссирует свою жизнь и почему он это делает. О том, как его непредсказуемость оказывается хорошо продуманной, о том, как творческие кризисы дают ему импульс и стимул для новых идей, многие из которых сначала кажутся окружающим вполне дикими, а потом он их воплощает. Если вы когда-нибудь задавались вопросом, что в Сукачёве вообще такого, но не нашли ответа, следует обязательно прочитать эту книгу, автор который не только описывает ход событий, но и объясняет их суть.
Портрет героя получился очень объёмным - выражаясь киношным языком, это 3D-биография. Если продолжать развивать кинематографическую тему, можно представить, что когда-нибудь эта книга станет основой сценария байопика. И, посмотрев его, многие зрители скажут: «Это надо ж было такого навертеть, у сценариста очень плохо с чувством меры. Придумают же. Наверняка на самом деле всё было не так». А Гарик будет смотреть на них и хитро улыбаться.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»