Светлана Копылова: «Песня-притча обязательно задевает какие-то добрые струны души и заставляет задуматься о важном»
В преддверии большого концерта в Центральном Доме литераторов автор-исполнитель и популяризатор жанра песни-притчи Светлана Копылова рассказала корреспонденту InterMedia об особенностях выбранного творческого пути, просветительской миссии и судьбе авторской песни.
Вы работаете в необычном жанре. Что для вас значит песня-притча, какую идею вы несете своим слушателям?
— Сюжетные истории всегда привлекательны, и истории в песнях - не исключение. Если с самого начала заинтересовал сюжет, то человек обязательно дослушает песню до конца, любопытство возьмет верх: каков же финал? Поэтому для меня самое главное - найти интересный сюжет. А они на дороге не валяются! Я не скрываю, что часто заимствую сюжеты, ищу везде, где только можно, потом подстраиваю уже под свой лад, под свою манеру - ведь надо преобразовать эту историю в стихи и положить на музыку. Иногда они претерпевают кардинальные изменения. Но самое главное при этом - не потерять главного. А главное как раз заключается в идее. И моя идея в том, чтобы песня не была пошлой, чтобы она обязательно задевала какие-то добрые струны души, чтобы она не была пустой и бессмысленной, а заставила задуматься о чем-то важном. Песня-притча - самый подходящий жанр для этого. Мне часто говорят: «Вы пели обо мне!». И если многим людям близко то, о чем я пишу и что исполняю, значит, мои труды не напрасны. А это самое главное.
Вам довелось поработать со многими звездами эстрады. Насколько отличается процесс создания песен «по заказу» от тех, которые вы пишете для себя?
— Ну, заказ как-то мобилизует, подстегивает непонятно откуда берущееся вдохновение, не дает расслабиться, пока не доведешь дело до конца… И потом, песня на заказ - это всегда денежное вознаграждение. Это тоже вдохновляет, чего греха таить!
Другое дело, что мне очень нравится работать в жанре песни-притчи, а в таком ключе никто из звезд не работает. Для них главное - найти какую-нибудь «фишку», так называемую «шляг-фразу» (от слова шлягер), это уже часть успеха. Ну, а для меня главное - чтобы, опять же, не пахло пошлятиной, хочется чистого искусства, как в строках знаменитого поэта: «Что чувства добрые я лирой пробуждал» (речь идет о стихотворении А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». — Прим. InterMedia). А для себя… Ну, тут уж я могу всласть налениться, оправдывая себя тем, что я же, дескать, накапливаю… А потом как жахну! Но бывают простои, конечно, все же я не многостаночница, хотя в год по альбому выпускаю с Божьей помощью.
Помогает ли вам актёрское образование на концертах или на сцене зрители видят вас настоящую, без игры?
— Безусловно, помогает! Думаю, что четыре года, проведенные в театральном училище им. Щукина, не прошли даром! Но в вашем вопросе звучит как бы противопоставление - «или зрители видят меня настоящую». Здесь нет противопоставления! Конечно, они видят меня настоящую, хотя для меня это как театр одного актера. В театральном вузе меня не учили играть в жизни, и я выхожу к зрителям не играть, а общаться. У нас на первом курсе был такой раздел: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Так вот, это чистой воды «я», а обстоятельства мне подсказывают зрители. Я никогда не выстраиваю концерт заранее, я даже не знаю, какие именно песни я буду исполнять. Ну, когда идет представление нового альбома - там понятно! К тому же, я чередую новые песни со старыми - это всегда заявки зрителей, и поэтому выстраивается совершенно новый спектакль, ведь и записки бывают разными, и на них надо суметь правильно отреагировать. Иногда это не только заявки, но и какие-нибудь каверзные вопросы. Нужно успеть подхватить шутку, что-то обыграть и так далее. При этом я стараюсь быть абсолютно открытой и искренней - это факт. К тому же некоторые мои песни вызывают слёзы, мне приходится, как актрисе, проживать каждую песню, иначе они не найдут отклика в людских сердцах. Ведь исполнение тоже много значит. Сейчас многие пытаются петь мои песни, но практически все подмечают, что авторское исполнение лучше. Наверное, я лучше их чувствую, потому что сама пишу. Кстати, насколько я помню - где-то читала или смотрела в передаче - Владимир Высоцкий не любил, когда его песни исполняли другие… Сейчас мы слушаем его песни в исполнении других певцов только потому, что Владимира Семеновича с нами нет.
По вашему сайту складывается впечатление, что вы не слишком любите вспоминать о своем актерском прошлом. Почему так?
— Вы знаете, в последнее время я наоборот стала тосковать по кино… Мне кажется, я так и не сыграла своей звездной роли! Но звездная роль - это несбыточная мечта в моем варианте, ибо это должна быть такая роль, которая бы не опустила мою планку как автора-исполнителя. А это возможно только с суперским сценарием и гениальным режиссером. Сниматься в мыльной опере я бы не стала. Не слишком люблю вспоминать проходные роли в проходных фильмах. Я особенно-то ничего такого не сыграла. По пальцам одной руки можно пересчитать что-то более или менее приличное. А об остальных действительно не хочется вспоминать. Тем более, мое мировоззрение изменилось, я бы сейчас отказалась от многого, что было тогда мною сыграно, но, как говорится, что написано пером - не вырубишь топором.
Когда вы поняли, что ваше призвание — это именно музыка?
— Наверное, в пятом классе, когда родители ни в какую не захотели покупать мне пианино. Это сейчас мама говорит, что если бы знала тогда, что из меня что-то получится, то они бы с отцом не ели, не пили, но дали мне музыкальное образование. Но этого не случилось, и я так и осталась музыкально безграмотной. Я и певицей себя не считаю. Мне всегда стыдно, когда меня так называют. Помню, в то время я так любила группу «Поющие сердца»! Выписывала по почте виниловые пластинки с Апрелевского завода звукозаписи. Моя юность проходила в Усть-Илимске - Иркутске… Могла ли я тогда представить себе, что солист этой знаменитой группы Александр Ольцман будет моим гитаристом, и я запишу с ним почти два десятка альбомов!
Но по большому счету, когда я увлеклась песнями и ощутила связь с залом во время концертов - именно тогда я поняла, что это мое… мое призвание.
Вашу музыку можно назвать актуальной для всех возрастов, но существенную долю аудитории составляют дети, не так ли? Можете ли вы назвать свою деятельность просветительской и чему бы хотели научить юных поклонников с помощью своих песен?
— Думаю, можно, если мне чуть ли не в каждом городе говорят, что ставят мои песни на уроках, а иногда даже проводят по ним целые лекции - дети слушают, обсуждают, спорят, делятся впечатлениями… плачут… Но удивительно то, что я не написала целенаправленно для детей ни одной песни! И часто дети выбирают для себя самые что ни на есть взрослые произведения! Это для меня всегда очень удивительно. Я объясняю это так: душа бессмертна, значит, она не имеет возраста. Возраст только в бренном теле - земной возраст. Но если душа бессмертна, значит она уже взрослая. У меня был один случай, когда семилетний мальчик слушал мою песню про детей Беслана «Город ангелов». В это время в комнату зашла его мама, и увидев на его лице слезы, спросила: «Почему ты плачешь?» Ребенок ответил: «Я не знаю, слезы сами катятся». Мне кажется, это показатель того, что дети могут воспринимать не умом и мерою возраста, а каким-то неведомым нам чувством. А чему песни могут научить - ну, состраданию, например. Это очень хорошее чувство. Справедливости. Отторжению от зла, зависти, чувства мести… Иначе посмотреть на отношения с родителями, увидеть в них своих самых близких и родных людей, возбудить в их сердцах чувство любви, настоящей, не плотской… Мне кажется, все это можно почерпнуть из моих песен. И, знаете, не сочтите за хвастовство - говорю только факты, которые мне рассказывают люди - иногда после концерта они, даже не доезжая до дома, просят по телефону прощения у своих близких… Один случай особенно дорог для меня: две сестры очень много лет не общались и чудом оказались в одном зале на моем концерте. В перерыве они бросились друг другу в объятия со слезами и словами о прощении.
На ваш взгляд, в каком направлении стоит развиваться жанру авторской песни, чтобы оставаться актуальным?
— У каждого исполнителя есть свой зритель. Кто-то любит классическую музыку, кто-то слушает юмористов… Авторская песня в целом, мне кажется, занимает довольно небольшую нишу в музыкальном мире. Думаю, что если бы я со своими притчами появилась в 60-е годы, я была бы очень знаменитой. Тогда люди были другими - более нравственными. И им хотелось чистоты. Сейчас большинству не нужны ни рифмы, ни мелодии, такая мода - ничего не поделаешь. Им нужно что-нибудь «по приколу». В основном это о том, что ниже пояса, подчас с матами… Авторская песня уходит в лету. Но ради того меньшинства, которое нуждается в моих песнях и с нетерпением ждет выхода каждого нового альбома, я готова творить и жить. Жаль только, что мне и таким, как я, нет места на медиа-площадках. Получается, что я, например, везде неформат, хотя и выступаю в филармонических залах и крупных ДК. И приходится пробиваться сквозь откровенную пошлятину, развращающую народ, а главное - молодое поколение, которое не имеет альтернативы, ведь огромный процент людей даже не знает о нас и о нашем жанре. А вот если бы, например, на ТВ появился какой-нибудь музыкальный федеральный канал, на который можно было бы попасть не по тем критериям, по которым попадают, например, на тот же «Голос», а с точки зрения духовной и нравственной прибыли, что называется, через песни для ума и сердца, тогда еще можно было бы говорить о развитии жанра авторской песни. И, думаю, такой канал был бы востребован, ибо людям хочется хороших песен. Но, боюсь, и туда проникнут все те же, которые сейчас светятся со всех экранов. Теперь интернет заполоняет почти все пространство, но даже там я пока не вижу реальной перспективы.
Ваш верный спутник — акустическая гитара, при этом вы чаще всего выступаете в дуэте. В чем особенность двухгитарного аккомпанемента?
— Две гитары всегда красивее, чем одна. Одна я не сыграю ни вступления, ни проигрыша. К тому же, я самоучка. Меня научил мальчик Леша из авиационного техникума, где я училась еще до поступления в театральное. Но, кстати, получается, что даже такой техникум мне что-то дал для моего нынешнего творчества - так что все не зря происходит в этой жизни. Правда, Леша в 20 лет разбился насмерть в аварии и по сути ничего хорошего больше в своей жизни не сделал. Но я считаю его причастным к тому, чем я занимаюсь сейчас.
Чувствуете ли вы себя в первую очередь артисткой или автором, поэтом? Или одного не может быть без другого?
— Поэт - громко сказано. У поэта есть красивые необычные образы, поэты видят в простом что-то необыкновенное, у них бывают какие-то просто невероятные рифмы… Всего этого у меня нет. Я пишу просто, доходчиво, может даже примитивно… Помните, Эдуарда Асадова поэты не принимали в свой круг, считая его скорее стихоплетом? Но именно от его стихов я ревела в детстве в подушку, именно его стихи воспитывали мою душу… Как сказала одна актриса про мои песни: «Вроде нет ничего особенного ни в стихах, ни в музыке, не тянет на высокую поэзию, но, блин! Когда слушаешь, все в душе переворачивается!» Так что, я, скорее, автор песен и их исполнитель. Ну, и подаю все это как артистка. А то, бывает, люди поют, а лицо каменное, не выражающее никаких эмоций…
Когда вы работаете над текстом, сразу понимаете, станет ли он песней или останется самостоятельным стихотворением?
— Мне стихотворения некуда девать, а песня сразу может начать жить. Поэтому стараюсь и подбирать такие стихи, которые легко ложатся на музыку, и сама сочиняю, имея в уме уже хотя бы приблизительную мелодию или ритм. Ведь в моем репертуаре есть еще песни на стихи других авторов. Это, конечно, не притчи, но и у меня из 18 альбомов только семь с грифом «песни-притчи». В основном это современные авторы, малоизвестные. Но есть и известные, такие, как Ирина Самарина. У меня уже создано несколько песен на её стихи.
Есть ли у вас близкие сердцу сюжеты или лирические герои, которые сопровождают вас в песнях сквозь года?
— Да мне всё близко, о чём пишу, иначе бы не бралась за эти темы. Но, конечно, есть те, без которых не обходится ни один концерт. А вообще, если задуматься, то у меня, наверное, на любую заданную тему найдется песня. Один раз мой духовник - известный миссионер и проповедник протоиерей Артемий Владимиров - насмешил меня. Я пожаловалась ему на исповеди на какие-то свои жизненные трудности, а он мне и говорит: «А вы слушайте песни-притчи Светланы Копыловой!»
В чем вы черпаете вдохновение?
— В интересных сюжетах! Это половина успеха. Если сюжет найден, его хочется скорее воплотить в жизнь, поэтому вдохновение приходит незамедлительно.
На вашем сайте можно встретить публикации стихов ваших поклонников. Насколько для вас важно поддерживать контакт с почитателями вашего творчества и в каком формате происходит общение вне сцены?
— Я не закрываюсь от своих почитателей, я достаточно доступна и открыта в рамках социальных сетей, они могут написать мне письмо на сайт, и если заданные вопросы действительно требуют ответа, то я, пусть кратенько, но отвечаю. И я никогда не прячусь от зрителей после концерта, разве что когда совсем впритык поезд, но такое бывало один или два раза. Обычно мы обязательно закладываем время для автограф-сессии и общения с людьми. Люди любят, что называется, пощупать артиста, увидеть его вблизи «живьём», сказать слова благодарности за пережитые эмоции…
Выступая не только в России, но и за рубежом, чувствуете ли какую-то разницу в атмосфере, аудитории?
— Незначительную. Есть публика более сдержанная - например, в Прибалтике. Но она сдержана не в восприятии, а в проявлении эмоций. У меня ведь как - в финальных песнях я приглашаю зрителей поучаствовать, подпеть… Москвичи, например, самые раскрепощенные в этом плане. Самые закрепощенные - это заключенные, у которых я нередко выступаю. Но в целом я получаю удовлетворение от своего, так скажем, служения, ибо я знаю, что между человеком, идущим на концерт, и уходящим с него, есть большая разница. Это не моя заслуга. Это Господь дал мне возможность так воздействовать на сердца посредством песен, а я являюсь лишь орудием в Божьих руках.
В вашем творчестве можно услышать не только любовь к людям, но и к животным. Насколько вам близка тема помощи братьям нашим меньшим и благотворительности в целом?
— О, да! У меня целый цикл! Это в первую очередь котики-собачки, но есть даже про лягушек - песня об Александре III, вошедшая в альбом о русских царях «Звезду дарю», где собраны занимательные истории о наших императорах. Что касается благотворительности, о ней не принято кричать. Сказано в Евангелии: пусть твоя правая рука не знает, что творит левая. Это когда речь идет о милостыне/благотворительности. Но есть достаточно известные формы благотворительности - выступления в колониях, например, - этого не скроешь! И еще я десять лет собирала на своих концертах милостыню на восстановление храма во имя Преподобного Сергия Радонежского в Липецкой области в бывшем имении русского поэта Сергея Бехтеева, и храм этот восстановлен благодаря отзывчивости сердец почитателей моего творчества, потому что я одна бы ни за что не справилась с такой задачей. Храм получился очень красивый, даже московские приходы могут позавидовать.
Как вам кажется, что может сделать человек для того, чтобы в мире стало больше любви и добра?
— Самому любить и быть добрым. Ведь как сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Именно в мирном, а не возмущенном духе рождается любовь. Особенно мирный дух важен в семьях, да и вообще приятно и радостно общаться с мирными и спокойными людьми, чего и всем желаю - всегда оставаться в мире и любви!
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.
Робби Уильямс написал новую песню для своего байопика
Премьера сингла Робби Уильямса «Forbidden Road» состоялась 22 ноября 2024 года. Это совершенно новая композиция, авторами которой являются Уильямс, Фредди Векслер и Саша Скарбек, из саундтрека фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса». Лирик-видео на песню состоит из фрагментов байопика.
«ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера Майкла Грэйса откровенно расскажет о жизни британского музыканта: от детства и участия в группе Take That до успешной сольной карьеры и тех личных проблем, которые сопутствовали его популярности.
Главную роль в фильме сыграл Джонно Дэвис, но он предстает не в человеческом обличие, а в виде шимпанзе. В остальных ролях появятся Дэймон Херриман, Элисон Стэдмен, Стив Пембертон, Кейт Малвэйни, Рашель Банно и другие, включая и самого Робби Уильямса.
В российский прокат «Быть лучше: История Робби Уильямса» выйдет 26 декабря.