Рецензия на документальный фильм «Тинторетто: Бунтарь в Венеции» *****
Документальный фильм «Тинторетто: Бунтарь в Венеции» (реж. Джузеппе Доминго Романо) выходит в российский прокат 28 февраля 2019 года.
С первых секунд ленты мелодичный голос Хелены Бонем-Картер переносит зрителя в Венецию 16 века, которая, впрочем, не так уж разительно отличается от современной, если выгнать из неё всех туристов. Неслучайно уже в названии картины фигурирует имя этого застывшего во времени города. Якопо Робусти по прозвищу «маленький красильщик», что на итальянском обманчиво величественно звучит «Тинторетто», всю свою жизнь и творчество посвятит этому произведению искусства на воде. В отличие от своих конкурентов и коллег – Тициана и Веронезе – Тинторетто будет творить только в Венеции и для Венеции.
Но даже самый совершенный по своему архитектурному и эстетическому устройству город, как выясняется, не лишён изъянов. Как будто подражая самому Тинторетто, создатели картины несколько «омрачают» фон, вплетая в сюжет важный и для самого художника феномен – «черную смерть». Лазареты – учреждения, куда собирали заражённых чумой с целью обезопасить город – частый лейтмотив на полотнах автора.
Но это ещё не все. Следуя за своим протестным духом и симпатизируя скорее маргинальным слоям общества, истинный бунтарь Тинторетто и антураж самой «Тайной вечери» выстраивает «по образу и подобию» маленькой таверны с простой, почти нищей обстановкой. Фильм как бы говорит: бунт художника намного больше и значительнее, чем вы себе представляли.
Творения Тинторетто невероятно энергичны и театральны. Для их создания творец заранее подготавливает объемные восковые фигурки, а затем делает с них зарисовки. Он использует контрастное освещение и глубокие тени, а холсты его покрыты темной грунтовкой вместо белой. Это обеспечивает композиционную глубину и уникальный переход от темноты к свету. Он пишет крупными и уверенными мазками, нередко alla prima, т.е. прямо по холсту, без предварительной проработки. Его картины производят впечатление небрежности и легкий эффект non-finito... Предвозвещая в своём экспериментальном подходе не только импрессионистов, он опережает своё время настолько, что французский философ Жан-Поль Сартр впоследствии удостаивает его звания первого кинорежиссёра в истории.
Визуальный язык Тинторетто действительно напоминает кинематографический, и в фильме этому уделяется отдельное внимание. Подчёркивание глубины кадра, игра с ракурсом, диагональные перспективы, свет и «сосредоточенность» полотна вокруг конкретного момента времени (напоминающая стоп-кадр) – все это делает художника настоящим предтечей и даже новатором киноискусства. Сам режиссёр оговорился после показа, что стиль Тинторетто ассоциируется у него с творчеством Билла Виолы и Дэвида Линча – громких видеографов современности.
Несмотря на то, что в центре повествования картины всегда лишь личный путь художника, довольно пристальному рассмотрению подвергается и общая культурная атмосфера Венецианского Ренессанса. Упоминаются судьбы и особенности стиля двух других итальянских мастеров – Тициана и Веронезе. По легенде, Тициан – звезда художественного мира Венеции того времени – должен был стать учителем Тинторетто, однако он отверг его, испугавшись молодого таланта. Паоло Веронезе – иммигрант в Венеции. Он на 10 лет младше Тинторетто, и их состязание (в отличие от Тициана) носит исключительно творческий, а не персональный характер.
В эстетическом отношении все три автора совершенно самобытны, а Тинторетто – еще и полная противоположность двух других. Тициан использует чистые благородные оттенки, а Веронезе любит мягкие пастельные тона и классические композиции. Их полотна четко выверены и беспрекословно рациональны. В то время как Тинторетто прибегает к темной палитре, контрастным светотеням и смелым, почти перверсивным композиционным решениям.
Протест Тинторетто выражается буквально во всем: временами он работает совершенно бесплатно или очень занижает цены, копирует стиль других и – страшно подумать – принимает заказы от низших представителей общества. Его нон-конформистский дух настолько велик (а именно этот месседж фильм стремится нам донести), что за 500 лет до появления авангарда невольно возникает ассоциация с представителями этого течения.
Иррациональность и динамичность картин Тинторетто ставит его в один ряд с художниками будущего. Невольно начинаешь думать – а может быть авангард вовсе и не возник в начале 20 века, а был всегда и существует сейчас, но выражается не только в виде политического протеста, а как стиль, противостоящий эстетическим и концептуальным трюизмам и влекущий за собой неустанную работу мысли.
Так, Тинторетто в фильме – авангардист, революционер и едва ли не рок-музыкант. Бэнкси своего времени. Именно это желание создателей передать субъективное отношение и по-своему расставить акценты отличает картину от стандартного документального фильма.
Анна Стрельчук, InterMedia
Юра Борисов назвал Пушкина «крутым чуваком»
Юра Борисов объяснил, почему он согласился сыграть Александра Пушкина в фильме «Пророк. История Александра Пушкина». Актер поставил перед собой цель популяризировать образ поэта у современной молодежи.
- Меня удивило, как много всего с ним успело за жизнь произойти, такую короткую, - рассказал НСН Юра Борисов. - Хотелось это все прочитать и как-то заново переосмыслить, рассказать не занудно, а очень живо. Готовился проект очень долго, четыре года, если не больше. Надо было понять, что мы вообще будет делать, потому что Пушкин на самом деле - крутой чувак, и хотелось, рассказывая эту историю, передать ощущение жизни, чтобы этот человек стал человеком, и им могли вдохновляться, как я им вдохновляюсь. Мы проходим Пушкина в школе, и у нас немножко "затерлось" ощущение, что это какой-то такой памятник, портрет, а на самом деле он реально был крутой
В настоящий момент Юра Борисов читает фундаментальный труд филолога Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»:
- Я читаю сейчас книжку Проппа, это этимология сказок, очень интересная штука о том, как построены сказки. Не могу сказать, чтоб у меня в каждый период жизни был какой-то любимый автор или литературное направление, но конкретно сейчас я пытаюсь понять код сказок. Мне кажется, это очень важно и интересно. Да, в сказках посниматься я бы тоже хотел».
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в российский прокат фильм Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина» выйдет 14 февраля 2025 года.
Роберт Де Ниро как бывший президент США ищет виновных в кибератаке в трейлере «Нулевого дня»
Первый тизер-трейлер сериала «Нулевой день» (Zero Day) обнародовал 23 декабря 2024 года Netflix. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в политическом триллере исполнили Роберт Де Ниро, Лиззи Каплан, Джесси Племонс, Джоан Аллен, Конни Бриттон, Мэттью Модайн и Анджела Бассетт, а режиссером проекта стала Лесли Линка Глаттер.
Де Ниро играет уважаемого бывшего президента США Джорджа Маллена, который, как глава специальной комиссии отвечает за поиск виновных в разрушительной кибератаке, которая вызвала хаос по всей стране и тысячи смертей.
В то время как дезинформация процветает, а личные амбиции влиятельных лиц в сфере технологий, Уолл-стрит и правительства сталкиваются, непреклонный поиск правды Малленом заставляет его столкнуться со своими собственными темными секретами, рискуя всем, что ему дорого.
Премьера «Нулевого дня» состоится на Netflix 20 февраля 2025 года.
«Тур с Иванушками» покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Тур с Иванушками» состоится на ТНТ 29 декабря 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в музыкальном роуд-муви режиссера Марка Горобца исполнили Агата Муцениеце, Анна Пескова, Ольга Сухарева, Александрина Олексюк, Роман Маякин, Роман Курцын, Кирилл Андреев, Андрей Григорьев-Аполлонов, Кирилл Туриченко, Андрей Рожков, Валентина Мазунина, Татьяна Догилева, Пётр Натаров, Полина Гухман и другие.
- Три подруги, в детстве фанатевшие от «Иванушек International», понимают, что за всю жизнь не совершили ни одного безумного поступка, всегда всё делали ради кого-то, а не для себя, - сообщается в синопсисе. - Они решают исполнить свою детскую мечту — поехать в тур за «Иванушками» по югу России, чтобы наконец-то отвлечься от всех проблем.
В российский прокат фильм «Тур с Иванушками» вышел в июне.
Эфир в 21.30.