Валерий Ободзинский - «Эти глаза напротив» ***** (Слушать)
2015, Tunecore
Сборник Валерия Ободзинского после показа сериала «Эти глаза напротив» вошёл в десятку самых продаваемых альбомов в российском iTunes, и вероятно, что теперь последуют новые переиздания. Людей, которым понравился бы сериал, я как-то не встречал, а дочь Ободзинского вообще подвергла сценаристов резкой критике, - но одну положительную роль лента всё-таки сыграла: про певца вспомнили и его творчеством заинтересовались снова. Полагаю, что большинство скачавших пластинку не остались разочарованными и приблизились к разгадке феномена Валерия Ободзинского, к которой так и не решились подступиться создатели сериала.
В сериале настоящий голос Ободзинского не звучал, так как этому воспротивились родственники. Звучала более-менее точная стилизация, в которой напрочь отсутствовала та самая магия, из-за которой сходили с ума тысячи советских «ободзинок». Чтобы почувствовать разницу, достаточно послушать в этом сборнике любой хит - «Эти глаза напротив», «Восточную песню» или «Что-то случилось» - в правильном исполнении. Скажу больше: одна обложечная улыбка молодого Ободзинского рассказывает о его обаянии и секрете успеха больше, чем все восемь серий. В сериале певец показан амбициозным самовлюблённым типом, получившим большинство своих проблем из-за скверного характера. Характер был не сахар, это точно, но полюбили Ободзинского не за это. Создатели сериала не смогли объяснить, за что, да и не пытались особо. Составители сборника с этим справляются куда лучше.
Валерия Ободзинского не следует считать борцом с системой. Принципиальных разногласий с советской властью у него не было, но некоторое упрямство в отстаивании своих творческих принципов было. Валерий был самородком без музыкального образования и пел открытым звуком. Эту манеру в высоких кабинетах критиковали как «несоветскую», хотя Ободзинский просто пел так, как ему удобнее. Если сейчас сравнить её с ретро-записями других певцов, отличия действительно будут заметными. Эстрадных теноров в СССР вообще не жаловали, ведь р-р-революционный репертуар куда органичнее исполнять баритоном. На фоне аккуратно одетых певцов с решительными взорами и правильными обертонами Ободзинский с его по-западному свободной органикой смотрелся возмутительно нездешним. Про Ленина он действительно не пел, но лирические песни про Родину исполнял охотно. На сборнике есть его версия «Русского поля», в которой он явно старался спеть, «как полагается»: и всё равно получился не патриотический романс, а какой-то Синатра. Любопытно послушать, как Ободзинский исполнял «Вечную весну»: если в версии «Весёлых ребят» это был натуральный, выражаясь нынешним языком, тин-поп, то у Валерия Владимировича - форменное крунерство.
Сборник «Эти глаза напротив» отчасти приоткрывает взгляды Ободзинского на то, куда он хотел развиваться как певец. Треки «Луна», «Раба любви» и «Играет орган» - это уже не эстрадные шлягеры, а попытки проявить себя в более сложных, сюитных формах. Впрочем, это направление по большому счёту осталось нереализованным, зато его исполнение «Восточной песни», «Этих глаз» и «Непросто быть вдвоём» почти за полвека не перестало быть эталонным - с чем я слушателей этого сборника и поздравляю.
Алексей Мажаев, InterMedia