Рецензия: Элтон Джон - «Live From Moscow / 1979»
2020, A Virgin EMI Records release
Оценка: 9,5 из 10.
Надо понимать, что концерты Элтона Джона в Советском Союзе случались не каждый день. И даже не каждый год. Когда смотришь на обложку, на которой Элтон идёт вприсядку по Кремлю, возникает ощущение мистификации - вроде тайного концерта «битлов» в аэропорту «Шереметьево». Но тут-то всё было по-настоящему - и Кремль, и Элтон Джон, и его концерты в ГЦКЗ «Россия». Настоящая западная скандальная рок-звезда, к тому же не скрывающая своей уголовно наказуемой в СССР сексуальной ориентации, выступает в двух шагах от Красной площади, и на концерт продаются билеты - для 1979 года это звучало, мягко говоря, фантастично. Но если кто-то из юных поклонников советского прошлого скажет «да у вас там даже Элтон Джон гастролировал», отвечайте, что такое происходило не чаще, чем раз в двадцать лет.
В замечательной книге «Я - Элтон Джон» артист вспоминает, что концерты в СССР родились из шутки в духе «а что, если нам там выступить». Эта идея возникла очень вовремя: «Москва готовилась принять Олимпиаду 1980 года, и советским властям нужно было как-то заслужить позитивное отношение Запада». На концерт Элтона в Оксфорде был командирован советский чиновник, убедившийся в том «что мы не «Секс Пистолз» и не представляем угрозы для морального облика коммунистической молодёжи». Так гастроли стали возможными. Описывая поездку в Ленинград и Москву в мемуарах, Элтон Джон, естественно, сосредоточился на всякой советской экзотике типа запаха в гостиницах, «57 сортах супа из свёклы» в ресторане и несчастных людях, потративших последние деньги на подарки музыкантам. Казалось бы, ничего особенного... но вот и моменты погорячее: «в одном из крупнейших городов тиранической коммунистической России наши путешественники сумели раздобыть траву»; «вечер я закончил пьяным, обкуренным и в постели с бывшим солдатом. Не знаю, чего я ждал от первых дней в России, но точно не этого».
Признаться, возник вопрос, не придумал ли Элтон этого «красавчика Сашу, бывшего военного», которого музыкант считал «приставленным к нам агентом КГБ». Правдивость его воспоминаний доказывается, как ни странно, вышедшей 40 лет спустя концертной записью, сделанной в ГЦКЗ «Россия». О самих концертах в книге артист пишет немного, лишь удивляясь сдержанной реакцией зрителей первых рядов; впрочем, Рэй Купер («фронтмен, заключённый в тело ударника») наладил контакт и взаимодействие даже с таким неэмоциональным залом. Аудиодоказательство в виде концертного альбома впечатляет: хотя иногда скромные аплодисменты зрителей навевают воспоминания о телетрансляциях из концертной студии «Останкино», кое-где зал проявляет себя очень живым и хорошо понимающим музыку. С энтузиазмом были встречены не только фрагмент из «Подмосковных вечеров», вплетённый в «Bennie and the Jets», но и многие хиты Элтона Джона - «Goodbye Yellow Brick Road», «Candle In The Wind», «Sorry Seems To Be The Hardest Word», «Crocodile Rock», а уж битловская «Back In The U.S.S.R.» (которую артисту настоятельно рекомендовали не включать в программу) сопровождалась настоящей овацией. Опять же, для понимания: ныне всем известные песни Элтона в СССР не распространялись в открытом доступе: чтобы их услышать, нужно было приложить определённые усилия - и мы видим, что, несмотря на запреты, многие зрители были в курсе главных композиций музыканта (не говоря уже о песне Beatles).
Ещё одним поводом удивиться стал концертный сет-лист Элтона Джона. На столь необычных гастролях он не стал показывать какую-то специальную программу - а сыграл для советских зрителей то же, что играл тогда везде, и в той же, мягко скажем, раскованной манере. То есть в Ленинграде и Москве 40 лет назад увидели настоящий западный концерт. Те, кто не слишком внимательно следил за дискографией Элтона, при знакомстве с этой записью обнаружит, что к 1979 году музыкант, несмотря на беспорядочный образ жизни, сочинил огромное количество своих «величайших хитов», которые и были исполнены в СССР.
Правда, налаживанию связей с Западом эта эпизодическая культурная оттепель не помогла: «Если рассматривать мой визит в Советский Союз как пиар-акцию русских, то это оказалось пустой тратой времени. Спустя полгода СССР вторгся в Афганистан. Возможно, моё исполнение «Bennie and the Jets» чуть-чуть и настроило Запад на позитив, но Афганистан всё перечеркнул».
Алексей Мажаев, InterMedia