постер к фильму

Рецензия на фильм «Платформа»: Спонтанная солидарность

Оценка: 8 из 10

Испанский научно-фантастический фильм ужасов «Платформа» вышел на Netflix 20 марта 2020 года. Режиссёр: Гальдер Гастелу-Уррутия. В ролях: Иван Массаге, Сорион Эгилеор, Антония Сан Хуан и другие.

Плохим хоррором никого не удивишь, а хороший – не так-то просто и отыскать. Но любители жанра, коих огромное количество, не оставляют попыток среди груды хлама, выходящего ежегодно, найти что-то свежее, оригинальное и способное пощекотать нервишки, а если повёзет, то ещё и заставить крепко задуматься. Как правило, стоящий фильм ужасов не появляется из ниоткуда, всегда либо есть внушающая фестивальная история (как у «Реинкарнации» Астера, «Мэнди» Косматоса или «Маяка» Эггерса), либо крепкая студийная поддержка («Тихое место» Красински, «Заклятие» Вана или «Прочь», «Мы» Пила). Предмет нашего сегодняшнего обсуждения прошёл как раз-таки первым путём: испанский фильм «Платформа» впервые был показан на кинофестивале в Торонто, где он и выиграл престижную секцию полночного кино (которая, к слову, так и называется – «платформа»). Затем последовал ряд профильных фестивальных показов перед тем, как наконец найти пристанище уже на другой платформе, онлайновой, Netflix.

Картина дебютанта Гальдера Гастелу-Уррутии буквально же с первой сцены, минуя крошечный кулинарный пролог, напомнит вам о двух классических сплэттерах, ставшими эталонами поджанра на границе тысячелетий, а именно о «Кубе» Винченцо Натали и «Пиле» уже упомянутого Джеймса Вана. Главный герой по имени Горенг (Иван Массаге) просыпается в странном помещении, напоминающем бетонный бункер кубической формы. Напротив него сидит какой-то старец на своей кровати, вокруг только голые стены, а между ними огромная сквозная дыра, пронизывающая и потолок, и пол. Горенг не понимает, где он находится и что вообще происходит. «Это тюрьма, очевидно же», - сообщает ему старик, не вставая со своей постели. Кажется, вот-вот должно прозвучать «игра начинается», но всё оказывается не так просто.

Герои заперты в огромной многоэтажке, которая является с одной стороны, да, тюрьмой, а с другой – чистым социальным экспериментом. Каждый день лучшие повара и кондитеры готовят самые изысканные блюда, набивают огромный стол-платформу едой, которая рутинно начинает спускаться с первого этажа и до самого низа. Каждый более низкий уровень получает объедки тех, кто уровнем выше. Еда рассчитана так, что если бы каждый брал себе столько, сколько нужно для поддержания сил, то её бы хватило на все этажи. Горенг проснулся на 48 уровне, куда платформа добирается фактически опустошённой более привилегированной частью тюрьмы, каждый месяц уровни сменяются – и никогда не знаешь, где ты окажешься потом: среди условных королей или в самом низу социальной лестницы, докуда не добираются даже кости с барского стола.

Вся концепция и её исполнение на первых порах действительно напоминает «Куб» с его научно-фантастической начинкой. Однако как только мы начинаем узнавать, что творится на нижних уровнях, где голод заставляет людей терять рассудок, становиться каннибалами и во всей красе раскрывать именно «хоррорную» составляющую задумки фильма, то здесь уже многие начнут вспоминать «Пилу» и другие картины в духе «выжить любой ценой». Тем не менее всё это чисто внешние триггеры, в то время как главным идейным наставником «Платформы» можно смело считать короткометражный фильм Дени Вильнёва «Этажом выше», где, правда, в тонально противоположном – абсурдно-гротескном тоне – высмеивалась социальная стратификация и ненасытность потребительского аппетита.

«Платформа», при всей своей яркой жанровой направленности, прекрасно себя чувствует и на территории социального кино. Более того, картина наглядно демонстрирует несбыточность теорий Маркса по отношению построения коммунизма. Когда Горенг решает договориться с нижними о том, чтобы они дозировали рацион, его сосед подходит к краю дыры и начинает мочеиспускаться прямо на платформу с оставшейся едой со словами: «Ты не должен с ними говорить, потому что они ниже нас». Тогда наш герой-романтик решает обратиться к обитателям уровня над ними с той же целью, но те даже не реагируют. «Ты не сможешь с ними поговорить, потому что они выше нас», - констатирует старик. «Коммунистов здесь не любят». Никакой спонтанной солидарности.

Казалось бы, где удалая мясистая фантастика с размозженными черепами и отрубленными самурайским мечом конечностями (вы не представляете, какая дичь творится на нижних этажах), а где социальное кино с марксистскими идеями о классовой борьбе? Гальдер Гастелу-Уррутия уместил всё это на одной «Платформе», прямо как в фильме, где улитки-деликатесы лежат рядом с ягодной панакотой. И ведь получилось здорово! Несмотря на все эти упомянутые ассоциации с другими картинами, «Платформа», забирая по чуть-чуть от каждой, создаёт что-то определённо новое, своё и уникальное. В итоге у испанцев получилась смелая и неожиданная аллегория социального неравенства, приготовленная с обильным количеством жанровых приправ (хоррор, сай-фай, триллер, драма), каждая из которых дарует фильму особый аромат с незабываемым послевкусием.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости