Рецензия на фильм Роберта Эггерса «Маяк»: Двое на острове, не считая большого фаллического символа
![постер к фильму](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/343119.jpg)
Оценка: 9 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 16 января 2020 года. Режиссер: Роберт Эггерс. В ролях: Уиллем Дефо, Роберт Паттинсон, Валерия Караман.
В 2015 году Роберт Эггерс буквально ворвался в кинематограф со своим дебютным полнометражным фильмом «Ведьма». Его мистические истории Новой Англии получились воистину страшными, при этом режиссеру удалось очень удачно совместить все признаки жанрового кино с очень авторским подходом, что получается далеко не у всех. В итоге каждый мог найти в «Ведьме» что-то свое. Для кого-то она стала одним из лучших фильмов ужасов, для других – глубоким авторским высказыванием о боге и грехе, наполненным символами до таких краев, что, казалось бы, даже самые однозначные сцены можно трактовать двояко. А были ли в самом деле ведьма и колдовство, или же все это – галлюцинации, вызванные спорыньей? Или, чего хуже, лишь символы того, как религиозный фанатизм порождает не любовь, а гордыню, ненависть и разрушения?
«Маяк» получился в точности таким же, какой была «Ведьма», только с одним жирным «но» – это не фильм ужасов. Это принципиально другой жанр. В некотором смысле «Маяк» – это антихоррор. Картина использует все признаки этого жанра, местами даже откровенно пугает, но все это – лишь инструменты для конструирования мира.
Томас (Уиллем Дефо) и Эфраим (Роберт Паттинсон) прибывают на маяк. Смотрителю и его помощнику предстоит жить и работать вместе несколько недель. Они задумчиво смотрят вдаль на отплывающий от берегов их небольшого скалистого острова корабль. О чем можно говорить в такой ситуации? Герои не отличаются многословностью; им обоим предстоит много тяжелой работы – крыша лачуги протекает, в колодце с питьевой водой грязь и ржавчина, да и сам маяк требует обслуживания. Только вечерами, за общим столом они могут собраться вдвоем, выпить и поговорить. Они работают посменно, причем смотритель не пускает своего помощника на самый верх маяка, ревностно относясь к испускаемому свету, как к любимой жене. У обоих героев есть свои мрачные тайны, вынудившие их скрываться в столь отдаленном от людей месте, которое одновременно ассоциируется и с полной свободой, и с тюремным заключением.
Само собой, как и в «Ведьме», в определенный момент в фильме начинает происходить непонятное. При этом ключей к пониманию режиссер дает еще меньше, чем в первой полнометражной картине. Вместо этого он предлагает целую россыпь символов и метафор, которые зрителю предстоит разгадывать на протяжении более чем полутора часов (от чего он получит несомненное удовольствие).
В некотором смысле «Маяк» – это адаптация мифа о похищении огня Прометеем, если бы он был сочинен не в античную эпоху, а уже в индустриальное время, и с явными левыми взглядами на плохой капитализм, который ведет к духу соревнований и разрушению личности. Но и такая трактовка выглядит слишком простой. Эфраим – подлинный ли Прометей, достойный огня, или безумец, готовый на низкие поступки из-за галлюцинаций? А Томас – настоящий ли Зевс, способный вызвать со дна морского своего брата Посейдона, или просто спятивший от одиночества старик? Да и к самому маяку есть масса вопросов. Он попеременно оказывается в фильме то символом токсичной маскулинности, то (ничуть не менее пугающей!) женственности и женского коварства. Герои отчаянно стремятся попасть внутрь маяка, видя в его свете мистическое спасение от окружающих чудовищ. Маяк заменяет им и древнегреческий огонь, и бога, и даже любимых людей – недаром Томас относится к нему лучше, чем к покинутой на большой земле жене. Только свет маяка он считает достойным его любви. Но в самом ли деле есть эти чудовища?
Самое замечательное в «Маяке» – это то, что, как и «Ведьма», он представляет собой фильм для всех. Каждый зритель найдет в нем что-то свое. Для одних это будет фильм ужасов про клаустрофобию, сводящую с ума. Для других – комедия о том, как весело напиваться с другом до беспамятства, переживая таким образом жизненные кризисы. Хипстеры порадуются эстетике картины и нестандартному соотношению сторон экрана. Интеллектуалам понравится сложная мифология и необходимость для ее понимания вдумчиво изучить все мельчайшие детали, появляющиеся в кадре. Даже люди, которые ненавидят артхаус, останутся в итоге довольны, потому что «Маяк» старательно, шаг за шагом, на протяжении всего своего хронометража, весь претенциозный современный артхаус высмеивает.
Павел Соломатин, InterMedia
Кристофер Нолан снимет свою «Одиссею» с Томом Холландом и Энн Хэтэуэй
![обложка книги](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/392178.jpg)
Новым фильмом Кристофера Нолана будет экранизация поэмы Гомера «Одиссея». Об этом официально объявила 23 декабря 2024 года в соцсетях кинокомпания Universal Pictures.
- Это будет мифологический эшкн, снятый по всему миру с использованием совершенно новой технологии кинопленки IMAX, - говорится в заявлении студии. - Фильм впервые переносит основополагающую сагу Гомера на экраны кинопленки IMAX и выйдет в кинотеатрах по всему миру 17 июля 2026 года.
Слухи о новом фильме Нолана появились пару месяцев назад. За это время был частично подтвержден каст проекта. Главные роли в картине сыграют Том Холланд, Зендая, Мэтт Дэймон, Шарлиз Терон, Роберт Паттинсон, Энн Хэтэуэй, Лупита Нионго. Вероятно, это далеко не полный актерский состав.
Древнегреческая поэма — один из основополагающих текстов западной литературы. В ней рассказывается история Одиссея, царя Итаки, и его опасного путешествия домой после Троянской войны, исследуются темы героизма, верности, хитрости и борьбы с божественной волей. В поэме есть такие знаковые эпизоды, как его встречи с циклопом Полифемом, сиренами и богиней-ведьмой Цирцеей, а кульминацией является финальное воссоединение Одисея с женой Пенелопой.
Поэма ранее служила исходным материалом для многих экранизаций, среди которых итальянский фильм 1954 года «Улисс» режиссера Марио Камерини с Кирком Дугласом в главной роли, а также мини-сериал 1997 года «Одиссея» режиссера Андрея Кончаловского с Армандом Ассанте в главной роли. Рэйфа Файнса и Жюльет Бинош можно увидеть в роли Одиссея и Пенелопы в фильме Уберто Пазолини «Возвращение Одиссея», который вышел в мировой и российский прокат в начале декабря. Также из поэмы черпали вдохновение «Улисс» Джеймса Джойса, «Пенелопиада» Маргарет Этвуд, «Взгляд Улисса» Тео Ангелопулоса, «Холодная гора» (роман Чарльза Фрейзера и фильм Энтони Мингеллы с Николь Кидман и Джудом Лоу в главных ролях), «О, где же ты, брат?» братьев Коэн и «Звездный путь: Одиссея».
Из фильмов «Брат» и «Брат-2» вырезали культовые фразы
![кадр из фильма](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/392175.jpg)
Цензурированную версию фильмов Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2» показал кабельный телеканал «Победа» 22 декабря 2024 года. В первой части убрали реплику Данилы Багрова: «Не брат ты мне, гнида чернож…» Цензоры просто заглушили аудиодорожку с этими словами. Во второй части убрали фразу персонажа Виктора Сухорукова: «Вы мне, гады, еще и за Севастополь ответите!».
По информации телеграм-канала «Осторожно, новости», фразу Данилы Багрова в трамвае подвергают цензуре уже больше 10 лет. Первые упоминания об этом были на российских форумах еще в 2011 году. А в 2015-м на Change_org даже запустили петицию с требованием показывать «Брат» без цензуры фразы «Не брат ты мне, гнида чернож...». Она собрала 171 подпись.
«ИнтерМедиа» напоминает, что екатеринбуржцы определились с местом для памятника режиссеру Алексею Балабанову в сентябре этого года.
«Мастер и Маргарита» и «Трасса»: 100 российских кинематографистов подвели итоги 2024
![Павел Мишкин](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/392173.jpg)
Редакция «Кинопоиска» опросила сто специалистов отечественной киноиндустрии — режиссёров, актёров, сценаристов, продюсеров, операторов, композиторов и художников, работавших над самыми популярными проектами 2024 года. Они выбрали главные российские фильмы и сериалы, а также три ключевых слова, лучше всего определяющих уходящий киногод. Участие в опросе приняли Фёдор Бондарчук, Клим Шипенко, Сергей Бурунов, Сергей Светлаков, Алексей Герман-младший, Роман Кантор, Сарик Андреасян, Александр Петров, Олег Трофим, Андрей Золотарёв, Слава Копейкин, Тина Канделаки, Илья Куликов, Лев Зулькарнаев, Александр Войтинский, Роман Котков, Анна Уколова, Валентина Ляпина, Михаил Врубель, Гавриил Гордеев, Макар Кожухов, Сергей Калужанов, Илья Учитель и другие.
Главным фильмом 2024 года по результатам опроса стала новая экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина вышла в прокат в январе и, собрав свыше 2 млрд рублей, попала в топ-3 самых кассовых фильмов года после второго «Холопа» и «Бременских музыкантов». Главные роли в «Мастере и Маргарите» исполнили Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, а Воланда сыграл немецкий актёр Аугуст Диль.
Главным сериалом 2024 года выбрали драматический проект «Трасса» режиссёра Душана Глигорова с Кариной Разумовской в роли петербургской судьи, которая отправляется в город своего детства на поиски пропавшей дочери. Вторым наиболее упоминаемым проектом стал «Слово пацана. Кровь на асфальте» режиссёра Жоры Крыжовникова: премьера криминальной драмы состоялась в конце 2023 года, но большинство назвавших сериал респондентов посмотрели его на январских каникулах, поэтому в качестве исключения сериал остался в топе.
Редакция также попросила участников опроса назвать три ключевых слова, которые лучше всего определили 2024 год в российском кино и сериалах. Чаще всего респонденты вспоминали «сказку» (26 раз), «90-е» (12 раз) и «качество» (9 раз). Одинаковое количество упоминаний получили «любовь» и «ностальгия» (8 раз).
Топ-5 фильмов года:
- «Мастер и Маргарита» (35 голосов)
- «Сто лет тому вперед» (16 голосов)
- «Майор Гром: Игра» (5 голосов)
- «Холоп 2» (4 голоса)
- «Воздух» (3 голоса)
Топ-5 сериалов года:
- «Трасса» (16 голосов)
- «Слово пацана. Кровь на асфальте» (15 голосов)
- «Комбинация» (9 голосов)
- «Лихие» (9 голосов)
- «Последний богатырь. Наследие» (7 голосов)
В общей сложности сто ответивших кинематографистов упомянули в своих ответах 24 полнометражных фильма и 29 сериалов.