Рецензия на фильм Роберта Эггерса «Маяк»: Двое на острове, не считая большого фаллического символа
Оценка: 9 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 16 января 2020 года. Режиссер: Роберт Эггерс. В ролях: Уиллем Дефо, Роберт Паттинсон, Валерия Караман.
В 2015 году Роберт Эггерс буквально ворвался в кинематограф со своим дебютным полнометражным фильмом «Ведьма». Его мистические истории Новой Англии получились воистину страшными, при этом режиссеру удалось очень удачно совместить все признаки жанрового кино с очень авторским подходом, что получается далеко не у всех. В итоге каждый мог найти в «Ведьме» что-то свое. Для кого-то она стала одним из лучших фильмов ужасов, для других – глубоким авторским высказыванием о боге и грехе, наполненным символами до таких краев, что, казалось бы, даже самые однозначные сцены можно трактовать двояко. А были ли в самом деле ведьма и колдовство, или же все это – галлюцинации, вызванные спорыньей? Или, чего хуже, лишь символы того, как религиозный фанатизм порождает не любовь, а гордыню, ненависть и разрушения?
«Маяк» получился в точности таким же, какой была «Ведьма», только с одним жирным «но» – это не фильм ужасов. Это принципиально другой жанр. В некотором смысле «Маяк» – это антихоррор. Картина использует все признаки этого жанра, местами даже откровенно пугает, но все это – лишь инструменты для конструирования мира.
Томас (Уиллем Дефо) и Эфраим (Роберт Паттинсон) прибывают на маяк. Смотрителю и его помощнику предстоит жить и работать вместе несколько недель. Они задумчиво смотрят вдаль на отплывающий от берегов их небольшого скалистого острова корабль. О чем можно говорить в такой ситуации? Герои не отличаются многословностью; им обоим предстоит много тяжелой работы – крыша лачуги протекает, в колодце с питьевой водой грязь и ржавчина, да и сам маяк требует обслуживания. Только вечерами, за общим столом они могут собраться вдвоем, выпить и поговорить. Они работают посменно, причем смотритель не пускает своего помощника на самый верх маяка, ревностно относясь к испускаемому свету, как к любимой жене. У обоих героев есть свои мрачные тайны, вынудившие их скрываться в столь отдаленном от людей месте, которое одновременно ассоциируется и с полной свободой, и с тюремным заключением.
Само собой, как и в «Ведьме», в определенный момент в фильме начинает происходить непонятное. При этом ключей к пониманию режиссер дает еще меньше, чем в первой полнометражной картине. Вместо этого он предлагает целую россыпь символов и метафор, которые зрителю предстоит разгадывать на протяжении более чем полутора часов (от чего он получит несомненное удовольствие).
В некотором смысле «Маяк» – это адаптация мифа о похищении огня Прометеем, если бы он был сочинен не в античную эпоху, а уже в индустриальное время, и с явными левыми взглядами на плохой капитализм, который ведет к духу соревнований и разрушению личности. Но и такая трактовка выглядит слишком простой. Эфраим – подлинный ли Прометей, достойный огня, или безумец, готовый на низкие поступки из-за галлюцинаций? А Томас – настоящий ли Зевс, способный вызвать со дна морского своего брата Посейдона, или просто спятивший от одиночества старик? Да и к самому маяку есть масса вопросов. Он попеременно оказывается в фильме то символом токсичной маскулинности, то (ничуть не менее пугающей!) женственности и женского коварства. Герои отчаянно стремятся попасть внутрь маяка, видя в его свете мистическое спасение от окружающих чудовищ. Маяк заменяет им и древнегреческий огонь, и бога, и даже любимых людей – недаром Томас относится к нему лучше, чем к покинутой на большой земле жене. Только свет маяка он считает достойным его любви. Но в самом ли деле есть эти чудовища?
Самое замечательное в «Маяке» – это то, что, как и «Ведьма», он представляет собой фильм для всех. Каждый зритель найдет в нем что-то свое. Для одних это будет фильм ужасов про клаустрофобию, сводящую с ума. Для других – комедия о том, как весело напиваться с другом до беспамятства, переживая таким образом жизненные кризисы. Хипстеры порадуются эстетике картины и нестандартному соотношению сторон экрана. Интеллектуалам понравится сложная мифология и необходимость для ее понимания вдумчиво изучить все мельчайшие детали, появляющиеся в кадре. Даже люди, которые ненавидят артхаус, останутся в итоге довольны, потому что «Маяк» старательно, шаг за шагом, на протяжении всего своего хронометража, весь претенциозный современный артхаус высмеивает.
Павел Соломатин, InterMedia
Вышел трейлер постапокалиптического мюзикла «Конец света» с Тильдой Суинтон и Джорджем Маккеем
Трейлер фильма «Конец света» (The End) обнародовала 4 ноября 2024 года кинокомпания Neon. Главные роли в картине режиссера Джошуа Оппенхаймера исполнили Тильда Суинтон, Майкл Шеннон, Джордж Маккей, Моусес Ингрэм, а также Брона Галлахер,Тим Макиннерни, Ленни Джеймс, Даниэль Райан и др. Фильм снят в жанре постапокалиптического мюзикла. Слова арий написал сам Оппенхаймер, музыку – Джошуа Шмидт.
- Спустя двадцать пять лет после того, как экологический коллапс сделал Землю непригодной для жизни, Мать, Отец и Сын заперты в своем роскошном бункере, где они изо всех сил пытаются сохранить надежду и чувство нормальности, цепляясь за ритуалы повседневной жизни, — пока прибытие незнакомки, Девушки, не нарушает их счастливую рутину, - сообщается в синопсисе. - Сын, наивный двадцатилетний парень, который никогда не видел внешнего мира, очарован незнакомкой, и внезапно тонкие узы слепого оптимизма, которые держали этот богатый клан вместе, начинают рушиться. По мере того, как напряжение растет, их, казалось бы, идиллическое существование начинает рушиться, а долго подавляемые чувства раскаяния и обиды грозят разрушить хрупкое равновесие семьи. Но их расплата с трудными истинами также указывает на другой путь вперед, основанный на принятии, любви и способности к переменам.
Мировая премьера «Конца света» состоялась в августе на кинофестивале в Теллуриде. В российский прокат его выпустит 23 января 2025 года кинокомпания «Про:взгляд».
«Плохих парней» с Люком Хемсвортом и Тайризом Гибсоном покажет «Рен-ТВ»
Телевизионная премьера фильма «Плохие парни» (Bad Hombers) состоится на «Рен-ТВ» 8 ноября 2024 года. Главные роли в криминальном триллере режиссера Джона Сталберга исполнили Люк Хемсворт, Томас Джейн, Тайриз Гибсон, Диего Тиноко, Хемки Мадера, Ник Кассаветис и др.
По сюжету, нелегальные иммигранты Феликс (Тиноко) и Альфонсо (Мадера), отчаянно пытаясь прокормить семью, нанимаются на работу к Донни (Хемсворт). Но их новый работодатель оказался настоящим психопатом, и теперь остаться в живых становится самой сложной работой в их жизни.
В российский прокат фильм вышел в январе.
Эфир в 20.00.
«Телохранителя на фрилансе» с Джоном Синой и Элисон Бри покажет СТС
Телевизионная премьера фильма «Телохранитель на фрилансе» состоится 9 ноября 2024 года на СТС. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в экшн-комедии режиссера Пьера Мореля исполнили Джон Сина, Элисон Бри, Кристиан Слейтер, Хуан Пабло Раба и Элис Ив.
Во время выполнения боевого задания в Пальдонии отряд американского спецназа попадает в засаду. Несколько бойцов погибает, а Мейсон Петтитс (Сина) получает серьёзную травму спины, из-за чего он вынужден покинуть службу и стать юристом. Теперь у него есть жена и дочь-школьница, мирная жизнь его тяготит, и он частенько вспоминает былые армейские деньки. Однажды его бывший командир, который открыл свою частную военную компанию, уговаривает Мейсона выполнить несложное задание и неплохо при этом заработать. Необходимо стать телохранителем журналистки Клэр Уэллингтон (Бри), которая отправляется в Пальдонию, чтобы взять интервью у местного диктатора Венегаса (Раба). Однако на месте они внезапно попадают в эпицентр полномасштабного военного переворота. Теперь, чтобы спасти всех, телохранителю на фрилансе пригодятся все его боевые навыки.
В российский прокат «Телохранитель на фрилансе» вышел в октябре 2023 года.
Эфир в 21.00.