Рецензия на фильм Гэвина О’Коннора «Вне игры»: Трёхочковый от Бена Аффлека
Оценка: 7 из 10
Спортивная драма «Вне игры» вышла на цифровых носителях 24 марта 2020 года. Режиссёр: Гэвин О’Коннор. В ролях: Бен Аффлек, Янина Гаванкар, Микейла Уоткинс и другие.
Чтобы хоть как-то отвлечься от гнетущих мыслей в это тяжёлое для всех нас и киноиндустрии в частности время, весь интернет, кажется, с хищным любопытством наблюдает за любовью во время холеры – а именно за внезапно вспыхнувшим романом Бена Аффлека и Аны де Армас на съёмках совместной картины. У Бена, судя по всему, жизнь начала налаживаться, что особо радует, вспоминая, в каком состоянии актёр пребывал ещё несколько месяцев назад, когда его бывшая жена Дженнифер Гарнер собственноручно отвозила его в реабилитационный центр, буквально вырывая бывшего мужа из алкогольной бездны.
Но сейчас Бен снова «в игре»: кроме приятного времяпровождения со звездой «Достать ножи», он уже долгое время воздерживается от алкоголя, привёл себя в отличную физическую форму, а на 2020 у него запланировано аж четыре фильма, самый поздний из которых – новый исторический эпик от Ридли Скотта (впрочем, из-за пандемии «Последнюю дуэль» могут так и не доснять в этом году). Тем не менее, уже сейчас можно сказать, особняком в карьере Аффлека будет стоять другая картина – спортивная драма Гэвина О’Коннора «Вне игры», столь отчётливо резонирующая с текущей жизненной позицией актёра. Роль в этом фильме ему была нужна сильнее, чем в любом другом, потому что основные темы «Вне игры» — это как раз борьба с алкоголизмом и то самое «возвращение в игру». Всё то, через что Аффлек прошёл сам, отчего его игра здесь получилась не просто очень искренней и максимально естественной, а, по сути, болезненно выстраданной и глубоко прочувствованной.
Эта история некогда восходящей звезды баскетбола Джека Каннингэма (Аффлек), который очень скоро всё растерял – внезапно ушёл из спорта, пристрастился к таблеткам и алкоголю, в итоге потерял семью и доверие окружающих. Сейчас Джеку около сорока, он живёт один, подрабатывает на стройке и даже по дому не может сделать двух шагов, не пригубив баночку с пивом. Он пьёт везде – по дороге на работу, во время перерывов (налив заранее в термос спиртного), после работы, вечером у телевизора и даже в душе. Но внезапно директор его родной школы приглашает Джека заменить заболевшего тренера баскетбольной команды, потому что ещё сам помнит, насколько хорош Каннингэм был на площадке. Взвесив все за и против тем же вечером в компании ещё пары баночек пива, Джек, заглушивший свои страхи и сомнения, приходит на следующий день в спортзал.
Если вам кажется, что вы уже знаете, что будет дальше, то повремените закатывать глаза. Это не очередная спортивная драма о том, как списанный в утиль тренер берётся за бездарную команду игроков, постепенно входит к ним в доверие, находит ключ к победе и, в конечном счете, приводит их к сенсационному триумфу в лиге. Это больше character study, чем кино про баскетбол. Даже «Птица высокого полёта» Стивена Содерберга будет больше спортивным фильмом, чем «Вне игры». Гэвин О’Коннор выдерживает заданную ещё со вступительной сцены траекторию до самого финального броска, то есть в центре истории всегда остаётся только Джек, его переживания, его перспектива на мир и его борьба с самим собой, с дурными привычками, с рефлексией о былых ошибках в жизни.
О’Коннор сработался с Аффлеком ещё на съёмочной площадке триллера «Расплата» в 2016 году, отчего здесь мы можем насладиться полным творческим взаимопониманием актёра и режиссёра, которое помогает рассказать именно драматичную историю, а не спортивную. Джек для Бена ощущается до боли автобиографичным персонажем, хотя на самом деле это не так, ведь фильм не является байопиком, плюс и причины расторжения брака с бывшей женой в реальности были иными. Тем не менее не остаётся сомнений, что когда О’Коннор писал сценарий, в голове он держал одного конкретного актёра на главную роль. И ведь в ней Бен нуждался куда сильнее, чем режиссёр в нём. Ведь алкоголика сыграть может любой, а использовать подобную роль в качестве самотерапии, тем самым подводя определённую черту на своём жизненном пути, это дело уже куда более индивидуальное.
К О’Коннору как постановщику нет никаких претензий, он снял свой лучший фильм со времён «Воина», но опять же, если кого и записывать в главные причины успеха «Вне игры», так это будет только Аффлек, выдавший свою лучшую роль за долгие-долгие годы. В карьере у него было множество плохих фильмов и нелепых ролей (помните Сорвиголову?), но порой Бен выстреливает так громко, что мы снова вспоминаем, что этот парень не зря в Голливуде. Данный фильм как раз из той же категории. Погрязший в провалах с 2014 года Аффлек снова громко о себе заявил на актёрском поприще: его герой – каких мы видели в фильмах уже десятки раз, но видно невооружённым глазом, сколько собственной души и страданий Бен в него вложил, чтобы образ из сценария обрёл многогранную форму реального человека. И вот уже обычная, сухая на бумаге история обретает характер, душу и голос, неистово кричащий тебе с тренерской скамьи простую истину: пока ты занят делом и у тебя горят глаза, жизнь играет яркими красками и не нуждается в тайм-аутах.
Вадим Богданов, InterMedia