постер к сериалу

Рецензия на сериал Ленни Абрахамсона «Нормальные люди»: Старый сюжет под новым углом

Оценка: 7 из 10

Ирландский мини-сериал «Нормальные люди» вышел на видеосервисе КиноПоиск HD 8 мая 2020 года. Режиссёры: Ленни Абрахамсон и Хетти Макдональд. В ролях: Дэйзи Эдгар-Джонс, Пол Мескал, Десмонд Иствуд, Эшлин МакГакин и другие.

Стриминговый сервис Hulu в этом году радует качественными, нетривиальными и эмоциональными историями любви. Сначала в феврале вышла «Меломанка» — переосмысление романа Ника Хорнби про владелицу музыкального магазина, отчаянно пытающуюся разобраться, отчего расставания всегда такая боль. Теперь же от мира музыки и фривольной нью-йоркской жизни атлантическим муссоном нас отбрасывает на берега живописной и загадочной Ирландии.

Мини-сериал «Нормальные люди» (снятый в сотрудничестве с BBC) — снова экранизация чертовски успешного романа, его автор – 29-летняя Салли Руни, которую критики нарекли громким титулом «Сэлинджер для миллениалов». Её роман, а, следовательно, и экранизация, рассказывает о первой любви, тянущейся сквозь года, и неустанно приближающейся к своему естественному (не трагичному) концу. Поначалу кажущаяся знакомой и даже отчасти примитивной история постепенно вырастает в портрет поколения молодых людей, переосмысливших базовые концепты отношений двух влюблённых людей. То есть настоящая, живая, искренняя любовь может быть не как у классиков, не до гроба, она не обязана перерастать в банальную привязанность друг к другу и связывать двух людей лишь по инерции, за счёт уже нажитого совместного быта и отказа покидать собственную зону комфорта.

«Нормальные люди» наглядно рассказывают о сроке годности любви, не превращая момент, когда она истечёт, в трагедию античных масштабов, ну, или русской литературы. При этом события, предвещающие конец, расписаны в таких деталях и эпизодами, искрящимися эмоциями и моментами настоящего счастья, что под конец истории у зрителя (наверное, и читателя тоже) в душе образовывается вакуумное пространство, символизирующее то идеальное место в мире, куда главные герои так и не сумели поселиться навсегда.

Кто же наши герои? Это Марианна (Дэйзи Эдгар-Джонс) и Коннелл (Пол Мескал). У них завязываются романтические отношения вопреки огромной пропасти между ними. Коннелл – любимый всеми красавчик в школе, звезда местной футбольной команды и неотъемлемая часть любой большой компании. Марианна же – изгой и частый объект травли, тихоня и типичный «гадкий утёнок». Но от такой уже клишированной «расстановки сил» «Нормальные люди» быстро отходят в сторону углублённого анализа различий между молодыми людьми. Речь не только про классовую пропасть между ними (Коннелл очевидно не богат, а вот у Марианны роскошный дом, в котором домработницей работает как раз мама Коннелла).

Противопоставление продолжается: в семье его любят с пелёнок, а её дома бьют и унижают, в сексе у него есть опыт, а она – девственница. Ему трудно даются решения, и он всегда зависит о чужого мнения, она знает себе цену, использует свой интеллект по назначению и независима в выборе. Но не беспокойтесь, на установлении этих «разностей» в сериале уходит всего три серии, за которые успевает пронестись весь так называемый период «школьный красавчик мутит с дурнушкой», использованный в кино уже миллион раз. Впереди – самое интересно. Начнутся университетские годы, где Коннелл со своими деревенскими обычаями поменяется местами с прогрессивной и заметно расцвётшей Марианной. Они будут неожиданно встречаться, расставаться, ранить друг друга, исцелять, поддерживать на расстоянии, много заниматься чувственным сексом, в общем, за каких-то 12 серий зритель проживёт сразу две полноценный и полные эмоций жизни, что для сериала с завязкой обычного ромкома похвала высшей степени.

Режиссёром первой половины сериала является Ленни Абрахамсон, автор «Фрэнка» и номинант на премию «Оскар» за драму «Комната» с Бри Ларсон. После относительной неудачи «Маленького незнакомца» он решил полностью вернуться на свою родину в Ирландию и посвятить себя «Нормальным людям». Первая половина особо хороша в плане режиссуры, когда главным способом коммуникации между Коннелом и Марианной являются мимолётные взгляды, вздохи, нежные прикосновения и слова, оставшиеся непроизнесёнными. Вторая половина, снятая уже чисто сериальной постановщицей Хетти Макдональд, выдерживает заданный Абрахамсоном тон по инерции (именно поэтому сериал в целом можно назвать за его авторством). Огрехи в режиссуре там компенсируются стилистически броскими эпизодами: например, один – в духе «Назови меня своим именем» Гуаданьино, когда герои приезжают на лето в загородный домик в Италии, а другая напоминает «Побочные эффекты» Содерберга, выстраивая нелинейное повествование по принципу мозаики.

Но настоящей причиной успеха «Нормальных людей», безусловно, являются два актёра на главных ролях. Эдгар-Джонс и Мескал, чьей бы харизме позавидовал Франц Роговски, после этого сериала могут проснуться звёздами. У обоих – мало опыта за плечами, их лица максимально свежие, новые, что добавляет «Нормальным людям» аутентичности и ощущение неподдельности изображаемых на экране чувств. В этом плане по духу и царящей в кадре опьяняющей любви, когда Коннел и Марианна электризуют воздух в совместных сценах, мини-сериал роднит с творчеством Дрейка Доремуса, чей кинематограф знаменит особой чувственностью, интимностью и бурлением страстей. Всё это присутствует в «Нормальных людях», а также то, чего в картинах Доремуса обычно нет – сильный текст в основе.

«Нормальные люди» — это история любви эпических размахов, но не теряющая интимности и сокровенности. Универсальная сказка, стирающая отличия от реальности, с неминуемым финалом и рассказанная через оптику изменившегося общества сегодняшнего дня. Нормальные отношения нормальных людей – кто знал, что в 2020 году такого сюжета будет достаточно для создания одной из самых свежих и эмоциональных мелодрам последних лет.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости