
Рецензия на сериал «Проклятая»: Нимуэ, Артур, Экскалибур. Начало
Оценка: 8 из 10.
Премьера сериала «Проклятая» состоялась на Netflix 17 июля 2020 года. Режиссеры: Джон Ист, Дэниэл Неттхейм, Зетна Фуэнтес и Сара О’Горман. В ролях: Кэтрин Лэнгфорд, Девон Террелл, Питер Муллан, Себастьян Арместо, Дэниэл Шарман, Густаф Скарсгард и другие.
После крупного провала широко раскрученного «Ведьмака» Netflix, по всей видимости, решил как следует попрактиковаться в фэнтези перед запуском второго сезона. По крайней мере, раньше столько сериалов в этом жанре на платформе не выходило – можно вспомнить и удачное подростковое «Письмо королю», и чудовищную «Монахиню-воина», и ряд других фильмов и сериалов. В общем, руководство стримингового сервиса рассудило, что фэнтези много не бывает – и купило для адаптации роман «Проклятая» (Cursed) от культового сценариста комиксов Фрэнка Миллера и Тома Виллера.
Экранизация, как и роман-первоисточник, представляет собой иной взгляд на кельтские мифы и английские рыцарские романы – повествование ведется от лица Нимуэ, той самой Владычицы Озера, которая, согласно преданию, дала королю Артуру меч Экскалибур. История, однако, изрядно приправлена как историческими фактами, так и явными художественными анахронизмами (для пущей эпичности событий). Так, церковь Троицы, прибывшая на британские острова из Ватикана, ведет войну с волшебным народом фэйри, сжигая целые деревни и захватывая города. После одного из таких нападений мать Нимуэ, умирая от ран, отдает дочери легендарный «меч первых царей» – девушка должна отнести его придворному волшебнику Мэрлину. Убегая от армии боевых монахов, девушка встречается с наемником Артуром, а позже – и с его сестрой Морганой. Светская власть в лице короля Утера находится с церковью в состоянии раздраженного нейтралитета – король недолюбливает как монахов, так и возглавляющего их священную армию отца Кардена, поскольку тот явно желает перехватить контроль над страной. В это же время из-за моря прибывают викинги со своими претензиями на престол – но и в их лагере есть метания и расколы. Магический мир, мир мертвых и всевозможные древние божества активно вмешиваются в происходящую вакханалию, спутывая все карты и переставляя фигуры.
В общем, уже из такого синопсиса становится понятно, что Netflix покушается ни много ни мало, а на собственную версию «Игры престолов» – по крайней мере, в их новом сериале и престолов, и борьбы за них в кои-то веки предостаточно. Фракций показано действительно много, причем у всех есть свои противоречия, все они являются полноценными участниками конфликта. Внимательный зритель, начав просмотр, почти сразу отметит массу заимствований – местами «Проклятая» похожа не только на вышеназванный сериал от HBO, но и на «Властелина колец» и «Ведьмака». Все это неудивительно – и Толкин, и Мартин, и Сапковский (сколько бы российские фанаты ни относили произведения последнего к жанру «славянского фэнтези») очень сильно вдохновлялись средневековым европейским фольклором, включая и британский эпос.
Фрэнк Миллер действительно отличный сценарист как комиксов, так и фильмов (про Тома Виллера так сказать, увы, не получится). Он хорошо понимает, как сделать так, чтобы все элементы в фильме или сериале работали удачно. Проблема здесь, скорее, в том, что он далеко не лучший литературный писатель, а потому из его романа в сериал перешло слишком много элементов, которые уже в первоисточнике смотрелись слишком вторично. Весь сериал – это сборная солянка, в которой перемешалась действительно красочная переработка древних легенд и то, что зрители видели уже сотню раз. Можно простить Мэрлину его первый план – уничтожить меч, бросив его в особое «пламя фэйри», которое практически потухло по всему миру – в общей истории сериала этот план выглядит, скорее, забавной аллюзией на план «бросить кольцо в жерло вулкана» из «Властелина колец», чем прямым плагиатом. Другое дело, что сам образ Мэрлина здесь слишком сильно походит на Тириона Ланнистера из «Игры престолов» – пьяница и трикстер, который знает жизнь лучше других, но не спешит раскрывать свои карты. Сюжетная арка Нимуэ также местами выглядит как история Дейнерис Таргариен. Но если Джордж Мартин планировал переход к власти и безумию на протяжении нескольких книг (и сезонов сериала), то в «Проклятой» Нимуэ преодолевает некоторые очень схожие этапы всего за один сезон.
Однако все это, скорее, заметят только очень притязательные зрители и читатели. Миллер перерабатывает мифологию с тем же запалом, с которым у него родились «300 спартанцев» – сколь мало бы в них ни оставалось от реальной истории, комикс и фильм неслучайно стали культовыми и любимыми многими. Как уже было сказано выше, Миллер в кино разбирается, а потому все, что он использует, в сумме работает хорошо – сериал, по крайней мере, увлекает с первого же эпизода, не тратит время на раскачку и не требует от зрителей пересиливать себя первые несколько серий, как бывает со многими другими проектами. Он цепляет и сюжетными поворотами, и персонажами, и даже работой гримеров и художников по костюмам. Куда более вероятно, что российского зрителя оттолкнут от просмотра не художественные приемы авторов, а мулаты в ролях Артура и Морганы, обилие других актеров в роли расовых меньшинств (справедливости ради отметим, что белоснежных скандинавских актеров в касте сериала ничуть не меньше, а заявления ряда блогеров и критиков, что большая часть населения Англии в сериале составляют чернокожие – ложь и провокация), а также общая идея показывать народ фэйри как беженцев, которым необходима защита. Netflix подходит к вопросу расового разнообразия значительно топорнее и примитивнее, чем другие площадки и телеканалы – в той же «Игре престолов» встречались сильные персонажи и среди мужчин, и среди женщин, а предатели, безумцы и спасители не зависели от гендерной принадлежности. Стриминговый гигант слишком сильно боится задеть меньшинства и активистов. С одной стороны, ничего критичного в этом нет, в контексте вымышленного мира сериала все персонажи смотрятся на своих местах. С другой стороны, без этих опасений многие конфликты могли бы выглядеть куда более острыми и цепляющими.
В любом случае, Netflix в этот раз сумел сделать то, что у него не получалось уже долгое время – самобытная и зрелищная фэнтези-вселенная, которая к тому же выглядит достаточно дорого и ориентируется на взрослую аудиторию. «Проклятая» ближе многих подошла к тому, чтобы стать новой версией «Игры престолов», которая в первых сезонах больше напоминала шахматную партию между государствами, чем боевик с драконами и мертвецами. Новый сериал выглядит перспективно, поскольку его вымышленный мир, конфликты и персонажи достаточно интересны, чтобы за их раскрытием хотелось наблюдать несколько сезонов, ожидая действительно красивой партии и масштабной концовки.
Павел Соломатин, InterMedia