Рецензия на сериал «Маленькие пташки»: Вульгарность, интриги, Танжер
Оценка: 6 из 10
Сериал «Маленькие пташки» выходит на стриминговом сервисе more.tv 5 августа 2020 года. Режиссёр: Стэйси Пассон. В ролях: Джуно Темпл, Рафаэль Аклок, Жан-Марк Барр, Росси де Пальма, Хью Скиннер, Нина Сосанья и другие.
Представьте голливудскую классику Майкла Кёртица «Касабланку», если бы она была экранизацией эротического романа писательницы-феминистки. Примерно такое впечатление после себя оставляет шестисерийный мини-сериал Стэйси Пассон «Маленькие пташки», основанный на сборнике эротической прозы франко-кубино-американской писательницы Анаис Нин.
Действия сериала так же происходят в Марокко, но в ином городе – в Танжере, где в 1955 году смешались все нации, языки и народности, образовав интернациональное убежище для авантюристов со всего света. Главная героиня, американка Люси (Джуно Темпл), приезжает в Танжер в странный период своей жизни – она запуталась в собственных мечтаниях, и ей чертовски не хватает секса. Последнее должен исправить её жених, английский лорд Хьюго (Хью Скиннер), уже какое-то время пребывающий на африканском континенте. Но вот незадача, за это время Хьюго успел завести себе любовника – местного смуглого красавца, отчего даже после свадебной церемонии, во время брачной ночи спешно даёт по тормозам, вырываясь из страстных объятий полуобнажённой невесты.
Люси такой ход событий не устраивает, и она быстро находит способ, как выплеснуть собственную накопившуюся сексуальную энергию. Но нет, она не идёт в местный публичный дом (ему, кстати, в сериале отведена отдельная сюжетная ветка), а знакомится с местной артисткой Лили фон Икс (Нина Сосанья практически в той же роли, что мы видели её в недавнем «Дивном новом мире»). Лили снимает провокационные ролики-перфомансы, построенные на сексуальном раскрепощении. Почему она занимается этим здесь? Потому что «в Танжере нет чёрного списка», рассказывает героиня. Люси начинает дружить с Лили, а заодно и с Эдхамом (Рафаэль Аклок), парнем своего мужа, о существовании которого она даже не подозревает.
Если описанные элементы сюжета у вас вызывают сомнения, то это вполне адекватная реакция. «Маленькие пташки» действительно похожи на вульгарный палп-фикшн, валяющийся без дела на подоконниках в аэропортах или железнодорожных вокзалах. В принципе, а чего ещё можно было требовать от женского эротического чтива, но вот в чём проблема… Не ждите от «Пташек» вариацию «Пятидесяти оттенков серого» в декорациях «Касабланки», секс тут в основном проговаривается, а не показывается. Какой толк от экранизации, вы спросите, если самая любопытная часть рассказов так и не визуализирована на экране? Это, в самом деле, большой вопрос.
Адаптировать прозу Нин решилась американо-катарская художница София Аль-Мария, известная своими работами, посвящёнными странам Персидского залива и роли в них женщин. Сценарии она не писала никогда, но в политической жизни описываемого в сериале региона она разбирается на отлично. В итоге «Маленькие пташки» постоянно клонятся к политическому высказыванию, с каждой новой серии добавляя в сюжет всё больше персонажей и множество замудрённых интриг, который вообще никак не вяжутся с понятием «эротическая проза». И вот вместо того, чтобы наблюдать за молодой и привлекательной Джуно Темпл, познающей свою сексуальность на солнечном берегу Персидского залива, зрителю подсовывают заговор националистов, импорт оружия, контрабанду, военные перевороты и всё в таком роде.
Однако нужно отдать должное визуальной составляющей проекта – сериал получился поистине красочным, ярким, максимально цветастым, а порой даже откровенно вызывающим. Оператор работает со светом в лучших традициях Витторио Стораро в «Светской жизни» (кстати, чисто внешних перекличек с картиной Аллена у «Пташек» предостаточно). Синие, красный, фиолетовые краски окутывают персонажей, куда бы они ни пошли. Также оператор, видимо, очень сильно любит голландские углы, коих за одну только первую серию было насчитано штук 4-5.
Создатели «Маленьких пташек» умело пускают пыль в глаза зрителю. Заманив их сексуальной тематикой, в итоге они предлагают политический триллер, который и снят без изюминки, и написан крайне сухо. Множество красивых операторских планов, живописных танжерских видов и привлекательных девушек отчаянно пытаются заслонить самое грустное в сериале – в нём так и не за кого зацепиться. Мы наблюдаем за совершенно бездушными персонажами, за глянцевыми куклами, не отличимых от манекенов на витринах бутиков. Их отношения между другом схематичны, конфликты натянуты, любовные связи неубедительны. Порой всё-таки бульварным романам лучше оставаться ими до самого конца и не пытаться выглядеть, как нечто иное и более значимое.
Вадим Богданов, InterMedia