Рецензия на фильм Шона Дуркина «Гнездо»: Норвежский лосось и мёртвая лошадь
Оценка: 8 из 10
Драма «Гнездо» выходит в российский прокат 24 сентября 2020 года. Режиссёр: Шон Дуркин. В ролях: Джуд Лоу, Кэрри Кун, Уна Рош, Чарли Шотуэлл и другие.
Платить однажды придётся за всё. Будь то новый роскошный замок, который ты купил для себя и своей семьи, или тот поток нескончаемой лжи, помогающей тебе ощутить кем-то ещё – более успешной, богатой и счастливой версией самого себя. Шон Дуркин, режиссёр «Санденс»-хита «Марта, Марси Мэй, Марлен» с Элизабет Олсен, мёртвой хваткой цепляется за эфемерность американской мечты, разбивая её до мельчайших осколков, в отражении которых на примере одной семьи виден крах идеализма. Разве вся эта ваша дольче вита – не самый обычный миф, недостижимый в своей сути и лишающий рассудка в процессе стремления к нему тех, у кого амбиции столь велики, что за ними банально не видно реальности?
«Гнездо» начинается как хоррор самого дурного вкуса на планете. Успешная семья (он, она, его сын и её дочь) решает сменить свой образ жизни в центре Нью-Йорка и переезжает в огромный особняк где-то на задворках Англии. Огромные хоромы, много пустых комнат, которых и занять нечем, разные страшилки о том, как в главном зале умирали люди. Если вы не смотрели трейлер и не читали синопсис, то по вступительным минутам может показаться, что перед вами очередной ужастик про дом с привидениями, однако ложные ожидания очень быстро столкнутся лоб в лоб с реальностью, поглотившей героев, такой же ложной, трудной и порой даже откровенно невыносимой.
Рори (Джуд Лоу) – успешный британский трейдер, который когда-то давно перебрался за океан и неплохо так поднялся на крупных сделках в США. Проще говоря, он вкусил богатой жизнь сполна – и этот вкус, оставшийся на его губах, вскружил ему голову. Вместе с женой Эллисон (Кэрри Кун), приёмной дочкой-подростком Самантой (Уна Рош) и родным сыном Беном (Чарли Шотуэлл) они прекрасно жили в Нью-Йорка, из окна поглядывая на Центральный парк. Но вскоре у Рори дела пошли не лучшим образом, и он решил, что пора что-то менять – утром он будит жену с неожиданным предложением переехать в Англию. Там он возвращается на старую работу, где его встречают с распростёртыми объятиями как «вестника светлого завтра», а Эллисон тем временем плотно берётся за обустройство дикого поместья и конюшни, о которой она мечтала всю жизнь. Звучит как идиллия, не правда ли?
Шон Дуркин со своим только вторым полнометражным фильмом эффектно заявляет о себе, как о мастере психологического триллера. Его режиссура – словно игра на скрипке: отточенная, профессиональная, но когда фильму требуется встряхнуть зрителя, смычок как бы нарочно меняет высоту звучания, заставляя волосы на руках встать дыбом. Дуркин с блеском развинчивает миф об американской мечте, отчётливо показывая, что в мире, где всем правят деньги, идеалистическое мышление обречено на крах. Практически каждой сценой мы убеждаемся, что это кино снято режиссёром с большой буквы, однако его отстранённость от происходящего, отсутствие симпатии в адрес персонажей и холодный прагматический подход к рассказу истории навеивают мысли о полнейшей непредсказуемости того человека, кто сидит в режиссёрском кресле. Мы ничего о нём не знаем через его кинематограф и не можем предвидеть, в каком направлении продолжит двигаться его карьера. И смотреть «Гнездо» с этой мыслью ещё более интригующе.
Однако отсутствие симпатии режиссёра к своим персонажам не отменяет общей эмоциональности фильма. Фантастический тандем Лоу-Кун разжигает пламя там, где, казалось бы, без жидкости для розжига не обойтись. Лоу в одной из лучших ролей в карьере (за второй такой же можно наблюдать прямо сейчас в мини-сериале «Третий день») завораживающе щеголяет языком и в элегантных костюмах, в то время как Кун демонстрирует убедительный портрет сильной женщины, вынужденной брать всё под контроль, когда мужчина в семье доказал свою несостоятельность. Дуркин в курсе актёрских талантов своих звёзд, отчего даёт им красочно ругаться в кадре, не разрушая их динамику лишними монтажными интервенциями – страсти льются с экрана в реальном времени, зритель получает неподдельное удовольствие, наблюдая за всем этим.
«Гнездо» пропитано нежным меланхоличным настроением и напоминает изысканную ретро-драму хичкоковских традиций – чистый психологизм соседствует с первоклассным саспенсом, а сюжет гарантирует ту ещё поездочку по кочкам. Для Шона Дуркина – впечатляющий шаг вперёд, а для зрителей – прекрасная возможность насладиться мастер-классом актёрской игры Джуда Лоу и Кэрри Кун.
Вадим Богданов, InterMedia