Рецензия: документальный фильм «Александр Гудков и новая музыкальная комедия»
Оценка: 8 из 10.
Третья серия документального сериала «Поток» на видеосервисе Premier посвящена Александру Гудкову - комику, сценаристу, продюсеру скандальных клипов. Между третьим и вторым выпусками «Потока» перерывчик оказался совсем небольшим (хотя между первым и вторым составил почти год). Но роднит вторую и третью серию не только это. Авторы цикла вновь попытались раскрыть одну из самых актуальных и интригующих тем нашего шоу-бизнеса. В прошлый раз это было расследование, откуда есть пошёл русский кальян-рэп, наблюдение за повседневной жизнью лейбла Zhara и разговоры с его основателем Бахтияром Алиевым. В новом выпуске - рассказ о провокационном юморе Саши Гудкова, то и дело взрывающем шоу-бизнес и порождающем бурные потоки лайков и хейта. Как и в случае с кальян-рэпом и «Жарой» - без глубокомысленных выводов, но с богатым фактическим материалом.
Из фильма вы не узнаете о человеке Гудкове больше того, что и так знали. Вероятно, авторы сразу понимали, что препарирование души и головы Александра не приведёт к каким-то сенсационным результатам даже в случае его внезапного желания пооткровенничать. Как сказала Женя Борзых, Гудков так или иначе «превращает всё в ржаку», и даже его исповедь будет восприниматься как очередной полный абсурда комический номер. При этом камера показывает Александра в работе - командующим съёмками, волнующимся перед концертом или обсуждающим готовый клип со своей «жертвой»: во всех этих ситуациях Гудков демонстрирует самые обычные, ординарные человеческие реакции. Комментарии Сашиной сестры и голос его матери тоже никаких тайн не раскрывают.
Зато авторы фильма вставляют архивные кадры команды КВН «Фёдор Двинятин» с их непонятым многими юмором и фиксируют закулисье работы над самыми спорными проектами нынешнего года. Клип Лободы «Бум-бум», после которого многие предлагали дисквалифицировать Гудкова на год-другой, выпуск интернет-шоу «Comment Out», где Юрий Музыченко отказывается глумиться над белорусским флагом, - камеры «Потока» работают «на острие», помогая зрителю оказаться внутри процесса. Про Александра Гудкова в фильме много говорят его коллеги - кстати, интервью по видеосвязи оформлены здесь весьма изящно: вместо компьютерного монитора, уже ассоциирующегося с пандемией-2020, спикеры вещают как бы из старого телевизора, что выглядит довольно мило. Про Сашу они тоже рассказывают массу интересного - например, Екатерина Варнава отмечает его уникальную моторику: «Если ставить ему танец, он выучит и повторит все движения, а в итоге всё равно получится совершенно другой танец». Не менее ценна формулировка про «инстинкт юмора», которым обладает Гудков. Никому не понятно, как он это делает, но его экспромты не готовятся заранее, а рождаются на ходу, непредсказуемые и парадоксальные. Можно в это не верить, однако так, похоже, происходит и с клипами, в которых Александр заставляет звёзд делать всякие дикие вещи: будущую «вирусную» реакцию аудитории он вообще никогда не просчитывает, но инстинктивно «креативит» самые резонансные идеи. А самые ушлые поп-звёзды и/или их продюсеры уже научились это использовать.
Алексей Мажаев, InterMedia