Рецензия: документальный фильм «Поток. Bahh Tee & Zhara Music»
2020, Premier
Оценка: 7,5 из 10.
Первая серия документального сериала «Поток» вышла на Premier почти год назад. За это время многие успели про неё забыть, поэтому удивились появлению второй серии. Идея с нумерацией вообще пока себя не оправдывает - первый выпуск не связан со вторым ничем, кроме работавшей над ним творческой команды. Первая серия была посвящена продюсеру Юрию Бардашу и казалась откровенно запоздавшей. Хайп вокруг «Грибов», Луны и тем более «Нервов» давно схлынул, а про новые проекты Бардаша смотреть было неинтересно: у продюсера лучше получается, если он сначала делает, а потом рассказывает, но не наоборот.
Вторая серия - гораздо актуальнее. Она повествует о «кальян-рэпе» и людях, которые вывели этот жанр на вершины чартов. Можно было ожидать, что, подобно старой «Афише», авторы с некоторой безапелляционностью предложат своё объяснение популярности «кавказского вайба», однако формат кинодокументалистики продиктовал иное решение. В фильме нет аналитики, рассуждений о причинах и трендах, выводов - вместо этого зрителям предлагается погружение в атмосферу и обстановку, в которой создаётся кальян-рэп. В центре ленты - Бахтияр Алиев, известный как исполнитель Bahh Tee и основатель лейбла Zhara Music. Кроме его монологов, в кадр попадают рабочие моменты общения с артистами, записи музыки, продюсирования молодых подопечных... Одного из начинающих Баха учит, как правильно распределить «бюджет свидания», чтобы и девушку впечатлить, и не потратить всю скромную зарплату. Молодой музыкант просит вырезать свою фразу про 5 тысяч, но она остаётся в фильме.
К самому термину «кальян-рэп» его столпы сначала относились неодобрительно, но потом потихоньку смирились. В конце концов и кальяны, и их музыка предназначены для того, чтобы доставлять потребителю удовольствие. При этом Bahh Tee и другие подчёркивают, что сами придумали этот жанр с расслабленным речитативом и нежными припевами - а не позаимствовали на западе. Не хватает только выражения «чисто русский», которое смотрелось бы предельно иронично. Соучредитель Zhara Music Эмин Агаларов специально заявляет, что их лейбл открыт для любых национальностей, а обилие азербайджанских имён объясняет тем, что парни, ставшие костяком «Жары», дружили задолго до появления кальян-рэпа. Однако и среди новых артистов лейбла (их на «Жаре» называют «Суперсемейка») преобладают восточные типажи.
Съёмки фильма начались весной 2020 года, а потом приостановились из-за пандемии. Как ни удивительно, это пошло проекту на пользу, ибо позволило проследить процесс в развитии. В марте Баха и остальные полны планов, идей, расслабленно обсуждают первые случаи заражения коронавирусом в России, селят «Суперсемейку» в роскошный загородный дом, рассуждают о настоящем и будущем жанра, хвастаются спортивными тачками и рассказывают, что в Доминикане показателем успешности мужчины является не машина, а большой живот (HammAli радуется, что Navai соответствует критериям успеха и по нашим, и по доминиканским меркам). Потом планы приходится корректировать: Бахтияр Алиев даёт интервью по видеосвязи, рассказывая, что переболел COVID-19, лейбл учится работать удалённо, отменяя концерты и пытаясь заработать на стриминге. Bahh Tee предполагает, что вынужденный карантин положительно повлияет на продуктивность работы артистов над новой музыкой, однако реальность опровергает эти надежды. И вот уже амбиций и самоуверенности становится меньше, «Суперсемейка» съезжает из подмосковного дворца, а музыкант, так удачно распорядившийся весной пятью тысячами рублей, не оправдывает ожиданий продюсера и покидает лейбл. Бахтияр Алиев признаёт, что «уникальный жанр кальян-рэп» стал частью поп-эстрады, но намекает на разработку каких-то новых идей. А возможность сделать выводы авторы предоставляют зрителю.
Алексей Мажаев, InterMedia
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тилль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тилль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.