постер к фильму

Рецензия на фильм «Майор Гром: Чумной Доктор»: Бандитский Петербург

Оценка: 4 из 10

В широкий прокат фильм выходит в России 1 апреля 2021 года. Режиссер: Олег Трофим. В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков, Александр Сетейкин, Сергей Горошко.

В октябре 2012 года мир впервые увидел супергеройские комиксы от российского издательства Bubble Comics. Поначалу шероховатые, местами вторичные и даже глуповатые, в какой-то момент они сумели преодолеть свои проблемы и стать не просто качественно выполненными изданиями про российских супергероев, но и полноценной частью современной отечественной гик-культуры. Что уж говорить, даже автор этих строк покупал печатные выпуски журналов «Майор Гром», «Бесобой», «Инок» и «Красная Фурия» с самого первого дня их появления – сначала просто из желания поддержать отечественного производителя, а уже потом – по любви.

В 2015 году основатель компании Артем Габрелянов впервые заявил о планах на создание киноподразделения. В 2017 году появилась короткометражка «Майор Гром» от Владимира Беседина. С полным метром ситуация не складывалась долго, пока в 2019 году на Comic Con Russia на радость фанатов, наконец, не была проведена долгожданная презентация - представлена съемочная группа и показаны готовые видеофрагменты.

Согласно ранним комиксам, а также официальному синопсису фильма, петербургский майор полиции Игорь Гром известен пробивным характером и непримиримой позицией по отношению к преступникам всех мастей. Идеальным полицейским главного героя делают неимоверная сила, аналитический склад ума и неподкупность. Однако однажды в Питере появляется преступник в маске Чумного Доктора. Он заявляет, что город болен «чумой беззакония», и принимается «лечить» ее. По-своему, разумеется – убивая людей, которые смогли избежать справедливого наказания, пользуясь деньгами и влиянием. Расследовать преступления берется не только полиция, но и блогерша Юлия Пчелкина. В то же время гениальный изобретатель и один из богатейших людей города Сергей Разумовский презентует крупное обновление своей социальной сети «Вместе», которое обещает пользователям полную защиту персональных данных, а также уйму возможностей для самообразования.

Фильм открывается красочными вступительными титрами в стиле фильмов про Джеймса Бонда, а милый девичий голос исполняет кавер на песню Цоя «Хочу перемен». В этот момент кажется, что перемены вот-вот наступят… но затем начинается сам фильм.

К сожалению, все идет не так практически с самого начала, и это чертовски обидно. В фильме «Майор Гром: Чумной Доктор» присутствуют все проблемы типичного плохого блокбастера – предсказуемый сюжет, рояли, грохочущие из кустов, и руки сценаристов, приметно двигающие персонажей из-за кулис. Вся история наполнена штампами, клише и шаблонами из супергероики начала 2000-х годов. Выглядит это так, словно авторы за день до съемок посмотрели «Судную ночь» и «Бойцовский клуб», и решили снимать на их основе фанатский кроссовер. Смотреть такое кино на большом экране даже не скучно, а неловко.

На протяжении каждого акта, эпизода и сцены авторы выбирают наиболее простые пути постановки и решения возникающих проблем. Например, когда Грому надо допросить одного из богатейших людей города, он просто приходит к нему в пустой офис, где нет ни охраны, ни ресепшена, ни необходимости предварительно записываться. Он просто говорит с ним, без адвокатов и какого-либо сопротивления. И так на протяжении всего фильма – ни вызова, ни интриги.

Каждого из персонажей для фильма попытались разнообразить, придав новых, не комиксных черт (скажем, Разумовский выглядит в первых сценах типичным невротиком, а Гром живет в убитой квартире, где нет многих бытовых удобств), но все эти детали на пользу делу не идут. Они просто есть. Сначала появляются на экране, а потом пропадают и моментально перестают как-либо характеризовать персонажа. В результате мы имеем клише про гениального невротика, клише про эмоционально закрытого сыщика… ну вы поняли.

Авторы также попытались создать сказочно-комиксную Россию, о которой было бы приятно помечтать, если бы не вездесущие проблемы с преступностью. Здесь Питер – натуральный город-музей, полиция которого ездит на дорогих автомобилях и при этом производит благожелательное впечатление. Но и из этой задумки ничего не получилось – реальность вышла предельно упрощенной. К примеру, один из отрицательных героев по сюжету фильма сносит историческое здание, чтобы построить на его месте казино. При этом ни один зумер в сознательном возрасте, скорее всего, не видел официального казино в черте российских городов, поскольку они там давно запрещены. В результате мы видим не Россию мечты, а художественную условность, которая с реальностью ассоциироваться просто не может.

Удивительнее всего то, что сценарием занималась та же команда, которая в комиксах смогла-таки создать фактурное изображение страны и ее супергероев. Собственно, именно из-за этого издания Bubble и стали такими популярными у российских читателей.

На каком-то интуитивном уровне авторам удалось уйти в совершенно другую сторону, нежели движется весь мировой кинематограф, выпуская фильмы типа «Джокера», «Паразитов», «Белого тигра» и других. «Джокер» заявлял, что систему можно менять или даже разрушать, если она откровенно губит людей. «Майор Гром» говорит строго обратное: такую систему необходимо без колебаний отстаивать. Осознание того, что мораль фильма получилась настолько людоедской – пожалуй, самое больное.

Комиксный злодей-Чумной Доктор сражался с коррупционерами, среди которых были в том числе чиновники, и до выхода фильма его за это порой сравнивали с Навальным. В каком-то из интервью Артем Габрелянов признался, что собирается убрать такие политические ассоциации из фильма, но на практике их получилось не столько убрать, сколько исказить. В киноверсии «Майора Грома» в качестве «чумы города» выступают только бизнесмены, дающие взятки (хотя логично предположить, что если взятки дают, значит, кто-то их берет).

Сам Игорь Гром также поражает тем, как растерял свои положительные комиксные качества. От «пробивного характера» и «непримиримого отношения к преступникам» у него остались только слова на бумаге и сцены, где он выбивает двери ногами. Майор полиции (вдумайтесь!) покрывает одну из криминальных питерских банд, потому что та сливает ему информацию и подкидывает всякие ништяки вроде дорогих костюмов и приглашений. Более того, в кульминационной сцене, которая по комиксной традиции должна представлять собой схватку добра со злом, пока сторонники Чумного Доктора громят город, в роли добра на улицах выступают как раз-таки бандиты, выступающие в защиту существующих криминальных понятий. То есть не только «непримиримого отношения к преступности» у Грома фактически нет, но и сам бандитизм здесь позиционируется как нечто положительное.

Как мы уже писали выше, авторы обещали убрать политику и сделать кино о добре и зле (маньяк Чумной Доктор должен был выглядеть злом объективным, вне зависимости от убеждений), но у них все-таки получилась легко считываемая пародия на оппозицию, которую никто не ждал и не просил. Моральную сторону фильма окончательно дошатывает то, что ключевым отличием Грома от Чумного Доктора, по словам самого главного героя, является взгляд на город изнутри, а не с высоты офисной башни.

Визуально картина воспринимается неплохо: это тот случай, когда снимали за копейки, но постарались, чтобы все выглядело на рубль. Это можно было бы считать комплиментом, но позиционировалось-то кино на все 200 рублей, и соотношение «ожидание и реальность» все-таки вызывает разочарование. При этом те, кто помнят короткометражный «Майор Гром» Владимира Беседина, обязательно отметят, что он был куда более изобретательным, чем полный метр. Парадоксально, но в фильме нет ни одного оригинального или просто запоминающегося эпизода.

В общем виде «Майор Гром: Чумной Доктор» оказался фильмом о борьбе предельно упрощенного и банального добра с предельно клишированным злом (не считая странных политических отсылок). Во вселенной, где существуют «Хранители», «Пацаны», «Дэдпул» и «Джокер», трудно себе представить зрителя, которому это было бы нужно. Мир уже давно разделился на тех, кто супергероику не любит в принципе, и тех, кто ищет сложных и оригинальных историй на ее основе. Но увы, весь имеющийся потенциал авторы растеряли где-то по пути.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости