Comic Con Russia 2015: Когда сиквел удачнее оригинала
Первый день крупнейшего в России фестиваля гик-культуры Comic Con Russia прошел в «Крокус-Экспо» 1 октября 2015 года. Уже во второй раз это событие оказывается неразрывно связано с выставкой компьютерных и видеоигр «ИгроМир», и такой симбиоз вполне понятен любому, кто знаком с современной поп-культурой.
Экранизации видеоигр выходят регулярно, несколько раз в год. Игры по фильмам и комиксам также давно не редкость. А уж игры, сделанные по фильмам, которые в свою очередь сняты по комиксам, давно стали привычной схемой раскрутки популярных франшиз, что называется, по полной программе. Поэтому на американском фестивале, проходящем в Сан-Диего с 1970 года, представлены сразу все виды интерактивных развлечений: и комиксы, и фильмы, и телесериалы, и вся связанная с ними фанатская продукция. Надо думать, что и отечественному «ИгроМиру» с некоторых пор стало тесно существовать в рамках одних только видеоигр, захотелось выйти на новый уровень. В результате выставка игр так тесно переплелась с собственным детищем – съездом адептов гик-культуры – что местами их стало сложно различить.
В этом году кинокомпания «Двадцатый век Фокс» (20th Century Fox) привезла на фестиваль огромный стенд, посвященный «Дэдпулу». В одном из павильонов можно посмотреть трейлер грядущего фильма про супергероя (выход картины в России запланирован на 11 февраля 2016 года), а в другом – почувствовать себя в роли наемника, стреляя из винтовок для пейнтбола. Сам Дэдпул разгуливает рядом в сопровождении нескольких агрессивно сексуальных моделей.
Неподалеку разместился знаменитый железный трон из «Игры престолов», дающий посетителям возможность почувствовать себя правителем Вестероса. По соседству с ним установлен стенд «Голодных игр». Их фанаты также не могут остаться равнодушными, активно фотографируясь на изысканном белом стуле из трейлера «Сойки-Пересмешницы». «Амедиатека» приехала на выставку сразу с двумя красивыми стендами, выполненными в антураже отеля из грядущего сезона «Американской истории ужасов» и «Ужина с детективом». И, разумеется, повсюду ходят десятки косплееров.
Этот год традиционно не обошелся без огромного пространства, посвященного вселенной «Звездных войн». Для услады фанатов здесь есть все: коллекционные фигурки, воссоздающие сцену битвы с Джаббой Хаттом на Татуине, конструктор Лего, позволяющий сделать своими руками хоть «Тысячелетнего Сокола», хоть даже «Звезду смерти». Любители видеоигр могут первыми попробовать новую часть серии Battlefront. А те, кто готов отстоять большую очередь (полагаем, это почти все посетители выставки), даже сходить в виртуальный бар на Татуине при помощи очков виртуальной реальности Oculus Rift. Качество картинки далеко от идеала, да и укачать может неподготовленного землянина, но переживаемые эмоции того стоят.
Порадует глаз любого поклонника комиксов длинная «Аллея авторов» – все самые значимые отечественные художники и сценаристы (Алим Велитов, Филипп Соседов, KOmixSISTERS и другие), а также несколько специально приглашенных зарубежных гостей. Они не только готовы продать свою книжку и поставить автограф. Длинный ряд прилавков словно символизирует тот путь, что прошла отрасль, как она вставала на ноги, доказывая, что комиксы – это значимый объект культуры, а не просто «книжки с картинками».
Но не только стендами и косплеерами жив фестиваль. Уже в первый день прошло несколько важных презентаций.
Издательство Bubble, которое без преувеличения можно назвать крупнейшей компанией, выпускающей отечественные комиксы, порадовало большим количеством совершенно неожиданных анонсов. В прошлом году на Comic Con они презентовали две новые линейки комиксов: «Экслибриум» и «Метеора». В этот раз посетителей ждут очередные две серии. Одна из них – «Время Ворона» – первый глобальный кроссовер, призванный объединить всех текущих героев. Второй комикс – «Зигги, космический хомяк» – предназначен для детей. Как отметил главный редактор Артем Габрелянов, на прошлогоднем фестивале к стенду издания подходило много желающих приобрести комиксы для детей, однако вся продукция Bubble на тот момент маркировалась суровой отметкой «16+». Новая серия призвана помочь устранить этот пробел, а также приобщить к прекрасному молодую аудиторию.
На этом сюрпризы не закончились. Издательство рассказало о готовящейся интерактивной платформе «Bubble Club» – чем-то средним между социальной сетью и магазином. Она позволит покупать и читать комиксы с мобильного устройства, принимать участие в их обсуждениях. Выйдет она в 2016 году и будет доступна для смартфонов под управлением Android и iOS. Еще одной новинкой оказалась мобильная онлайн-игра с героями комиксов «Bubble Multiverse», которую также стоит ждать в следующем году.
Последний анонс Bubble оказался самым впечатляющим. Артем Габрелянов рассказал о создании собственного кинематографического подразделения, нацеленного на экранизацию комиксов. Первым свет увидит «Майор Гром», рассказывающий о трудовых буднях майора российской полиции Игоря Грома. Впрочем, фильм не будет детально воспроизводить события комиксов. Как заявил сам главный редактор, ему нравится опыт Marvel, когда оригинальное произведение адаптируется и изменяется настолько, насколько это вообще возможно.
Вот уж правда, уместить такие новости в рамках обычного «фестиваля компьютерных игр» или «фестиваля комиксов» невозможно!
Еще один видный анонсированный проект – фильм «Богатырь», российское фэнтези по мотивам славянских мифов. Посетители фестиваля могут оценить кадры и концепт-арты будущей картины, повествующей о том, как богатыри под предводительством Ратибора вступают в битву с Кощеем Бессмертным и его армией выродков. Хотя сами съемки начнутся только в апреле, у создателей проекта уже есть вполне конкретные планы на трилогию и выход на международный рынок. Как рассказал продюсер Игорь Задорин, его студия имеет большой опыт работы со спецэффектами, поэтому почти весь фильм будет сниматься на зеленом фоне, однако он будет представлять собой не только «битву пикселей», но и реальные истории людей, принимающих трудный выбор. Неизвестно пока, что получится на деле, но концепция выглядит заманчиво.
Питерское издательство «Комильфо» тоже охотно рассказывает о своих новинках. Во время презентации «Дэдпул уничтожает литературу» (Deadpool Killustrated) есть риск нарваться на самого главного героя комикса, готового и поиздеваться над ведущими, и откинуть десяток едких комментариев. Приглашенная звезда, автор андерграундного комикса «Мэгг, Могг и сова» Саймон Хансельманн, ведет себя чуть культурнее, и, что приятно, раздает автографы.
Конечно, это далеко не все, что может предложить Comic Con в этом году. Масштаб вырос, вместе с ним возросло и число мероприятий. Например, все тот же вездесущий Bubble заманивает посетителей мастер-классами и подробными презентациями по всем своим новым проектам, а стенд «Скаутов против зомби» - интерактивными играми, кинопоказом и, собственно, зомби. Нельзя забывать и про звезд – фестиваль обещал привезти на растерзание фанатов Тришию Хелфер («Звездный крейсер «Галактика»), Альфи Аллена («Игра престолов»), Саммер Глау («Светлячок»), Энтони Дэниелса («Звездные войны») и группу «Ногу свело». В общем, как гику, так и обычному посетителю все эти дни будет, на что посмотреть.
Павел Соломатин, InterMedia
«Злой город» возглавил российский бокс-офис
Исторический фильм «Злой город» стали лидером российского проката по итогам уикенда 30 января – 2 февраля 2025 года. Он дебютировал в кинотеатрах с впечатляющей кассой в 138,5 миллиона рублей. На вторую строчку вновь поднялся «пиратский» анимационный релиз – «Муфаса. Король Лев», собравший 64,7 миллиона на шестой неделе в России.
Лидер прошлого уикенда «Холоп. Великолепный век» занял третье место со сборами в 57,3 миллиона (что на 43.6% меньше, чем на его дебютной неделе). Еще один лидер предыдущей недели – фильм «Василий» - оказался на пятой строке с кассой в 47,1 миллиона (что на 53, 5% меньше его стартовых показателей). Четвертое место заняла киносказка «Финист. Первый богатырь» (50 миллионов), а ее новогодний конкурент «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» - шестое (46,6 миллионов).
Тем временем в американском прокате первые две строчки по итогам уикенда оккупировал новинки – мультфильм «Догмен: Пушистая справедливость» и комедийный хоррор «Компаньон», а «Муфаса» оказался на третьем месте.
Премия «Ника» представила лонг-лист
Российская академия кинематографических искусств обнародовала 3 февраля 2025 года лонг-лист премии «Ника» и объявила о начале голосования за номинантов. Так в номинации «лучший игровой фильм» представлены 67 картин, вышедших в 2024 году. В их числе «Василиса и хранители времени», «Воздух», «Кончится лето», «Лед 3», «Летучий корабль», «Любовь Советского Союза», «Мастер и Маргарита», «Огниво» «Онегин», «Пришелец», «Руки вверх!», «Смотри на меня», «Снег в моем дворе», «Сто лет тому вперед», «Тополиный пух», «Тур с «Иванушками», «Холоп 2» и другие. В номинации «лучший сериал» фигурируют 18 названий, в том числе «Дайте шоу», «Золотое дно», «Игры», «Комбинация», «Лихие», «Первый номер», «Плевако», «Последний богатырь. Наследие», «Преступление и наказание», «Трасса» и др.
Опубликованы также списки претендентов на «Нику» в номинациях «лучший неигровой фильм», «лучший анимационный фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая сценарная работа», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка к фильму», «открытие года», за актерские работы первого и второго плана и т.д.
Как обычно, голосование будет проходить в два тура. В соответствии с регламентом членам академии предстоит в номинации «Лучший фильм» отметить не более пяти претендентов, а в номинациях по профессиям – не более трёх.
Дата объявления шорт-листа и проведения церемония вручения пока не объявлены.
Кирилл Разлогов рассказывает о своем детстве в трейлере документального фильма
Первый тизер-трейлер документального фильма «Кирилл Разлогов» был обнародовал 3 февраля 2025 года. Картина об известном киноведе, культурологе и телеведущем, скончавшемся в 2021 году в возрасте 75 лет, будет включать его последнее, ранее не публиковавшееся интервью с режиссером-документалистом Еленой Демидовой, воспоминания коллег и друзей, фрагменты его любимых классических фильмов, редкие архивные материалы и эксклюзивные фото из личного архива семьи, а также авторскую анимацию, иллюстрирующую мемуары героя и озвученную его голосом: свои мемуары он записывал на диктофон, и именно эти аудиозаписи войдут в картину.
Режиссерами ленты выступают дочь киноведа Анастасия Разлогова и Анджей Петрас, который также является композитором картины, за анимацию отвечают Алексей и Мария Ермолаевы. Проект создается при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Премьера запланирована в 2025 году.
Кирилл Эмильевич Разлогов родился в 1946 году в семье дипломата, вырос во Франции и Болгарии, а начал карьеру в Советском союзе. Киновед, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Кирилл Разлогов около 25 лет руководил Российским институтом культурологии, был ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства, принимал участие в подготовке аналитических материалов по развитию культуры и искусства, в разработке законодательства о культуре, научных и общественных обсуждениях различных проблем в области культуры и искусства. Разлогов являлся Президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России, программным директором Московского международного кинофестиваля, кинофестиваля «Евразийский мост», кинофестиваля стран БРИКС, Фестиваля американского кино AmFest; автором и ведущим программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001—2002), «Культ кино» (2001—2021). За двадцатилетие существования программы «Культ кино» было создано более 300 выпусков, которые смотрела вся страна на телеканале «Культура». Он вел мастерскую во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Г.Н.Данелии, в Высшей школе европейских культур Российского государственного гуманитарного университета и Северо-восточном федеральном университете.