Рецензия на сериал «Нерегулярные части»: Секретные материалы викторианской Англии
Оценка: 6 из 10
Премьера сериала состоялась на платформе Netflix 26 марта 2021 года. Автор идеи: Том Байдвелл. В ролях: Дарси Шоу, Таддеа Грэм, Джоджо Макари, Харрисон Остерфилд, Генри Ллойд-Хьюз, Ройс Пирресон и другие.
Знаменитый английский писатель Артур Конан Дойл, как известно, не особенно любил Шерлока Холмса. У него было много других художественных произведений, а также разных увлечений, одним из которых был спиритуализм. Писатель ездил по миру, общался с людьми, называвшими себя медиумами, фиксировал их попытки общения с духами. Принято считать, что активным пропагандистом идей спиритуализма он стал под воздействием потрясений Первой Мировой войны.
При этом настоящую славу Конан Дойлу принес именно гениальный сыщик Шерлок Холмс, убежденный материалист и рационалист – по всей видимости, полная противоположность самого автора. В дальнейшем персонаж многократно творчески переосмыслялся и осовременивался, но при этом, как ни странно, все равно оставался внутри литературного канона.
Сериал «Нерегулярные части» от Netflix этот канон разрушает так лихо, что многим придется не по вкусу. Впрочем, здесь Холмс и Ватсон – персонажи второстепенные. Основное внимание на протяжении восьми серий уделено уличным беспризорникам. Сыщики с Бейкер-стрит нанимают подростков, чтобы ты помогали находить информацию о разных преступниках, а нередко и сами раскрывали дела.
Здесь же и начинаются расхождения с каноном. Литературный Холмс, а также многочисленные экранизации показывали беспризорников, как безмолвных шпионов, которые полезны лишь потому, что неприметны и могут всюду забраться. В новой версии детективы пользуются их услугами, потому что среди них есть Джесси – девочка-медиум, которая умеет чувствовать всякое потустороннее и вообще имеет за своими плечами большую тайну, которая воедино связывает ее и с мистикой, и с Шерлоком Холмсом. В Лондоне вообще неспокойно – духи всячески выходят на контакт с людьми, преступления совершаются по большей части паранормальные, а барьер между миром живых и миром мертвых того и гляди рухнет. Холмс и вовсе так плотно подсел на наркотики, что толку от него особого нет, так что рассчитывать подросткам придется только на свои силы.
Собственно, описания синопсиса для потенциальных зрителей уже должно быть достаточно. Кому хочется подросткового фэнтези в антураже викторианской Англии, те найдут этот сериал сами. Тем же, кто ждал очередную историю про Шерлока Холмса, скорее всего, стоит обойти этот проект стороной. Хорошо ли так ломать привычный литературный канон – вопрос в данном случае совершенно бессмысленный. Мы видели Холмса от Роберта Дауни-младшего, Бенедикта Камбербэтча, Джонни Ли Миллера, Иэна Маккеллена, Максима Матвеева, Генри Кавилла, Уилла Феррелла (а фанаты аниме, скорее всего, уже посмотрели первую часть «Патриота Мориарти»). Мнение Артура Конан Дойла на сей счет мы уже не узнаем, но есть подозрение, что писатель, любивший общение с миром духов, но так и не рискнувший добавить мистическую линию в свои детективы, сериал бы оценил. Как минимум – за его смелось в переработке исходного материала.
Больше всего «Нерегулярным частям» не хватает какой-нибудь звезды в актерском составе. Роли почти всех персонажей здесь исполняют новички. Если Дарси Шоу и Таддеа Грэм (актрисы играют сводных сестер Джесси и Беатрис) справились хорошо, то мужские персонажи почти все оказались на порядок слабее – и подросткам, и взрослым явно не хватило опыта, чтобы вытягивать главные роли. Пожалуй, обиднее всего даже не столько за беспризорников, сколько за Холмса и Ватсона (Генри Ллойд-Хьюз и Ройс Пирресон) – они не только посредственно сыграны, но и, кажется, изначально плохо проработаны.
При просмотре «Нерегулярных частей» порой и вовсе возникает ощущение, что они были рождены за счет скрещения двух предыдущих проектов Netflix – «Проклятой» и «Бриджертонов». От «Проклятой» здесь многих типичные образы, а параллели между Шерлоком Холмсом и волшебником Мэрлином возникают моментально. От «Бриджертонов» здесь – многочисленные анахронизмы. Костюмы, мода, да и в целом поведение персонажей в сериале куда ближе к современным, чем к викторианским. Окончательно временные рамки уничтожает обилие негров и азиатов на улицах Лондона (в том числе – среди отрицательных персонажей), а также саундтрек, составленный из вполне себе современной музыки.
Хотя сериал и получил рейтинг «18+» из-за наличия крови, кишок и другой жестокости, но по степени наивности многих сюжетных поворотов он вполне тянет на все «12+». Штампов и клише здесь полно, но и оригинальных находок достаточно. К сожалению, «Нерегулярные части» – это один из тех проектов, который долго раскачивается, а потому, чтобы насладиться по достоинству крутыми идеями, придется пробиваться через несколько довольно посредственных первых эпизодов. Впрочем, самых терпеливых зрителей он действительно наградит сполна.
Павел Соломатин, InterMedia